Бесплатный проезд для всей страны: как такое возможно?

11.12.2018 20:00

За последний месяц сразу в нескольких украинских городах (в том числе в Одессе, Херсоне и Каменском) подняли цену на проезд в городском общественном транспорте. Тем временем, в Люксембурге плату за проезд собираются вообще отменить.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? Правительство Люксембурга обещает с лета 2019 года отменить плату за проезд в трамваях, автобусах и поездах. Об этом сообщает издание Independent. Люксембургские министры называют такое решение экономически выгодным и экологически оправданным. Во-первых, бесплатный транспорт позволит сэкономить на сборе и обработке оплаты за проезд. А во-вторых, люди станут реже пользоваться личными авто – это поможет справиться с пробками, от которых страдает столица страны.

НЕ ПЕРВЫЕ. С 2013 года бесплатным стал общественный транспорт в столице Эстонии, Таллинне (правда, только для жителей города). А в 2018 году эстонское правительство разрешило местным властям самим решать, сохранять или отменять плату за проезд.

В бельгийской столице Брюсселе общественный транспорт становится бесплатным в период, когда средняя концентрация загрязняющих веществ в городском воздухе достигает 51-70 мл на м3 на протяжении суток. Внедрение подобной практики предлагают и в четырех городах Германии. А мэр Парижа Анн Идальго обещает разработать программу перехода городского общественного транспорта на бесплатную основу до следующих муниципальных выборов, которые пройдут в 2020 году.

ЗА И ПРОТИВ. Вопрос бесплатного общественного транспорта активно обсуждается в Европе. Сторонники такого подхода утверждают, что отмена платы за проезд позволит не только решить экологические проблемы и сэкономить на кондукторах. Бесплатный транспорт сделает город более удобным для жизни (например, сократит число парковок).

В то же время, противники бесплатного транспорта считают, что это – нерациональное использование средств. По их словам, если выделять дотации на бесплатный проезд, для развития инфраструктуры и улучшения качества услуг просто не останется денег. Ну а если услуги общественного транспорта будут некачественными, то никто не захочет пересаживаться с личного авто на трамвай или автобус (пусть даже бесплатный). Кроме того, сейчас за проезд платят только сами пассажиры, а в случае отмены оплаты за транспорт платить придется всем налогоплательщикам (в том числе тем, кто транспортом вообще не пользуется).

Вопрос об отмене платы за проезд в общественном транспорте остается предметом для дискуссий. Однако, в любом случае, ясно одно: общественный транспорт – это не просто еще один вид бизнеса, это, в первую очередь, – социальное благо. Об этом стоило бы задуматься украинским чиновникам и местным властям.

За последний месяц сразу в нескольких украинских городах (в том числе в Одессе, Херсоне и Каменском) подняли цену на проезд в городском общественном транспорте. Тем временем, в Люксембурге плату за проезд собираются вообще отменить.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? Правительство Люксембурга обещает с лета 2019 года отменить плату за проезд в трамваях, автобусах и поездах. Об этом сообщает издание Independent. Люксембургские министры называют такое решение экономически выгодным и экологически оправданным. Во-первых, бесплатный транспорт позволит сэкономить на сборе и обработке оплаты за проезд. А во-вторых, люди станут реже пользоваться личными авто – это поможет справиться с пробками, от которых страдает столица страны.

НЕ ПЕРВЫЕ. С 2013 года бесплатным стал общественный транспорт в столице Эстонии, Таллинне (правда, только для жителей города). А в 2018 году эстонское правительство разрешило местным властям самим решать, сохранять или отменять плату за проезд.

В бельгийской столице Брюсселе общественный транспорт становится бесплатным в период, когда средняя концентрация загрязняющих веществ в городском воздухе достигает 51-70 мл на м3 на протяжении суток. Внедрение подобной практики предлагают и в четырех городах Германии. А мэр Парижа Анн Идальго обещает разработать программу перехода городского общественного транспорта на бесплатную основу до следующих муниципальных выборов, которые пройдут в 2020 году.

ЗА И ПРОТИВ. Вопрос бесплатного общественного транспорта активно обсуждается в Европе. Сторонники такого подхода утверждают, что отмена платы за проезд позволит не только решить экологические проблемы и сэкономить на кондукторах. Бесплатный транспорт сделает город более удобным для жизни (например, сократит число парковок).

В то же время, противники бесплатного транспорта считают, что это – нерациональное использование средств. По их словам, если выделять дотации на бесплатный проезд, для развития инфраструктуры и улучшения качества услуг просто не останется денег. Ну а если услуги общественного транспорта будут некачественными, то никто не захочет пересаживаться с личного авто на трамвай или автобус (пусть даже бесплатный). Кроме того, сейчас за проезд платят только сами пассажиры, а в случае отмены оплаты за транспорт платить придется всем налогоплательщикам (в том числе тем, кто транспортом вообще не пользуется).

Вопрос об отмене платы за проезд в общественном транспорте остается предметом для дискуссий. Однако, в любом случае, ясно одно: общественный транспорт – это не просто еще один вид бизнеса, это, в первую очередь, – социальное благо. Об этом стоило бы задуматься украинским чиновникам и местным властям.