Чужой опыт: как в США детям прививают любовь к чтению

26.02.2019 19:45

Украина стремительно теряет статус одной из наиболее читающих стран. Библиотеки приходят в упадок, а в книжных магазинах, несмотря на огромный ассортимент, не бывает очередей. Учителя и родители обеспокоены этим, но кажется, книга потеряла свою конкурентоспособность рядом со смартфоном и объемом доступного видеоконтента в интернете. EtCetera выяснял, как в США решали и решают проблему потери интереса к чтению среди детей.

ДАЙТЕ ДЕТЯМ КОМИКСЫ. Преподавая в 1990-х годах информатику и математику в школе, художник комиксов Джин Люн Янг много экспериментировал с форматом своих уроков. Например, он записывал свои лекции на видео, сопровождая их спецэффектами. Эти видеолекции дети смотрели, когда учитель сам не мог присутствовать на уроках.

Но этот опыт был не таким успешным, как создание серии комиксов по темам занятий. Успех этого формата Люн Янг объясняет тем, что комиксы задействуют визуальное восприятие детей. А современные дети уже являются частью визуальной культуры. Но главное преимущество комикса в том, что перед глазами ученика оказывается вся лекция сразу, и именно комикс задает темп изучения, а не лектор.

Опыт Люн Янга пригодился и другим его коллегам. Комиксы, например, начали использовать учителя английского и литературы. Одни включали в программу графические романы, другие – предлагали детям обсуждения по мотивам комиксов. Ученики стали проявлять больше интереса к учебе, а когда школьную библиотеку пополнили комиксами и графическими романами (в том числе посвященными науке), посетителей в читальном зале прибавилось на 80%.

СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ. Писатель и педагог Элвин Ирби долго искал причину того, почему в его школе в продвинутых классах по английскому языку учатся в основном белые дети, в то время как темнокожие и латиноамериканцы – обучаются в классах более низкого уровня. Он пришел к выводу, что воспитываясь в неполных семьях в очень сложных экономических условиях, темнокожие дети не имеют ни условий для чтения, ни примеров читающих взрослых. К тому же, книги, которые предлагает им школьная программа, рассказывают в основном об экономическом неравенстве, гражданской войне или рабстве – желание читать об этом у таких детей нет.

Ирби решил помочь, по его мнению, самым дискриминированным школьникам из своего района и окружить их интересными для них книгами. Он заметил, что дети проводят много времени в парикмахерских, где работают их родственники. Тогда он запустил проект по организации читательских уголков в каждой такой парикмахерской. Таким образом, дети и взрослые, ожидая своей очереди или просто находясь рядом со своими отцами, могли взять в руки красочную интересную книгу, которая вызывала у них положительные эмоции.

ПРЕОБРАЗИТЕ БИБЛИОТЕКУ. Прошло более 10 лет с тех пор, как американская общественная организация «Робин Гуд» взялась за амбициозный проект по ребрендингу публичных школьных библиотек в Нью-Йорке. Они пригласили знаменитого дизайнера Майкла Бейрута, который разработал единый для всех заведений логотип. Архитекторы, художники и дизайнеры меняли пространство библиотек, делая их уютными и интересными. Фишкой проекта стали уникальные для каждого заведения росписи стен и потолков. Где-то это были книжные иллюстрации и цитаты, а где-то – фотографии смеющихся и читающих детей.

Сейчас эти библиотеки ежегодно посещают около 40 тысяч детей. С тех пор как проект был реализован, успело смениться целое читательское поколение. Но несмотря на то, что новое поколение школьников отличается от предыдущего, интерес к библиотекам не падает – они интересны и комфортны для детей и там хочется проводить время.

Украина стремительно теряет статус одной из наиболее читающих стран. Библиотеки приходят в упадок, а в книжных магазинах, несмотря на огромный ассортимент, не бывает очередей. Учителя и родители обеспокоены этим, но кажется, книга потеряла свою конкурентоспособность рядом со смартфоном и объемом доступного видеоконтента в интернете. EtCetera выяснял, как в США решали и решают проблему потери интереса к чтению среди детей.

ДАЙТЕ ДЕТЯМ КОМИКСЫ. Преподавая в 1990-х годах информатику и математику в школе, художник комиксов Джин Люн Янг много экспериментировал с форматом своих уроков. Например, он записывал свои лекции на видео, сопровождая их спецэффектами. Эти видеолекции дети смотрели, когда учитель сам не мог присутствовать на уроках.

Но этот опыт был не таким успешным, как создание серии комиксов по темам занятий. Успех этого формата Люн Янг объясняет тем, что комиксы задействуют визуальное восприятие детей. А современные дети уже являются частью визуальной культуры. Но главное преимущество комикса в том, что перед глазами ученика оказывается вся лекция сразу, и именно комикс задает темп изучения, а не лектор.

Опыт Люн Янга пригодился и другим его коллегам. Комиксы, например, начали использовать учителя английского и литературы. Одни включали в программу графические романы, другие – предлагали детям обсуждения по мотивам комиксов. Ученики стали проявлять больше интереса к учебе, а когда школьную библиотеку пополнили комиксами и графическими романами (в том числе посвященными науке), посетителей в читальном зале прибавилось на 80%.

СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ. Писатель и педагог Элвин Ирби долго искал причину того, почему в его школе в продвинутых классах по английскому языку учатся в основном белые дети, в то время как темнокожие и латиноамериканцы – обучаются в классах более низкого уровня. Он пришел к выводу, что воспитываясь в неполных семьях в очень сложных экономических условиях, темнокожие дети не имеют ни условий для чтения, ни примеров читающих взрослых. К тому же, книги, которые предлагает им школьная программа, рассказывают в основном об экономическом неравенстве, гражданской войне или рабстве – желание читать об этом у таких детей нет.

Ирби решил помочь, по его мнению, самым дискриминированным школьникам из своего района и окружить их интересными для них книгами. Он заметил, что дети проводят много времени в парикмахерских, где работают их родственники. Тогда он запустил проект по организации читательских уголков в каждой такой парикмахерской. Таким образом, дети и взрослые, ожидая своей очереди или просто находясь рядом со своими отцами, могли взять в руки красочную интересную книгу, которая вызывала у них положительные эмоции.

ПРЕОБРАЗИТЕ БИБЛИОТЕКУ. Прошло более 10 лет с тех пор, как американская общественная организация «Робин Гуд» взялась за амбициозный проект по ребрендингу публичных школьных библиотек в Нью-Йорке. Они пригласили знаменитого дизайнера Майкла Бейрута, который разработал единый для всех заведений логотип. Архитекторы, художники и дизайнеры меняли пространство библиотек, делая их уютными и интересными. Фишкой проекта стали уникальные для каждого заведения росписи стен и потолков. Где-то это были книжные иллюстрации и цитаты, а где-то – фотографии смеющихся и читающих детей.

Сейчас эти библиотеки ежегодно посещают около 40 тысяч детей. С тех пор как проект был реализован, успело смениться целое читательское поколение. Но несмотря на то, что новое поколение школьников отличается от предыдущего, интерес к библиотекам не падает – они интересны и комфортны для детей и там хочется проводить время.