Борьба за Азов: как Запад может помочь Украине

Из-за действий РФ в Азовском море Украина несет экономические потери. Кто и каким образом может повлиять на поведение Кремля.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ. Блокирование морских судов, направлявшихся через Керчь-Еникальский канал в направлении украинских азовских портов, отразилось в первую очередь на работе двух украинских портов – Бердянского и Мариупольского.

Однако политика России по «разрушению судоходства на Азове» началась задолго до введения военного положения – еще начиная с апреля 2018 года. Разница состоит лишь в том, что тогда проверки судов были выборочными и проводились достаточно оперативно, а к активной фазе блокады россияне перешли уже в мае.

По данным мониторинговой группы «Майдан иностранных дел», за полгода РФ остановила в Азовском море 110 украинских судов, 316 – в Керченском проливе и 301 ­– на стоянке в Азовском море перед выходом в Черное. Среднее время задержки судов – от 4 до 10 дней. При этом «стоимость» суток простоя колеблется от 5 до 15 тысяч долларов.

Ударом по украинскому морскому бизнесу стало строительство моста через Керченский пролив, конструкция которого делает невозможным прохождение под ним габаритных кораблей.

Чтобы оценить потери, можно сравнить доходы Мариупольского и Бердянского портов за последние три года:

Бердянский порт: доходы за 2015 год – 625 млн гривен, 2016 год – 616 млн гривен, в 2017 году – 288 млн гривен, за 9 месяцев 2018 года – 153 млн гривен;

Мариупольский порт: доходы за 2015 год – 1873 млн гривен, 2016 год – 1496 млн гривен, в 2017 году – 1270 млн гривен, за 9 месяцев 2018 года – 855 млн гривен.

В Администрации морских портов Украины посчитали: если бы РФ беспрепятственно пропускала суда через Керченский пролив, то украинские порты смогли бы увеличить перевалку грузов на 800 тысяч тонн в год.

ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА. Атака на украинские корабли после прохождения через Керченский пролив стала причиной введения в Украине военного положения.

Мнения насчет этой ситуации у разных экспертов отличается. В РФ заявляют о намеренных провокациях украинской стороны накануне президентских выборов, а официальный Киев говорит, что введение военного положения является единственно верным ответом на российскую агрессию. На Западе заговорили о новых санкциях, а Дональд Трамп отменил встречу с Владимиром Путиным.

Как события будут развиваться дальше – прогнозировать сложно. Однако, по мнению британского политолога, ассоциированного научного сотрудника Chatham House Джеймса Шерра, у Украины и стран Запада есть определенные задачи, которые они должны выполнить.

ЧТО ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ УКРАИНА:

— реагировать не импульсивно, а системно – это задача украинских дипломатов;

— усиливать армию и военно-морские силы;

— тщательно продумать и разработать военную стратегию.

Шерр предупреждает: действующие кадры Минобороны и Генштаба будут препятствовать глобальным структурным изменениям, так как это положит конец их «шкурным интересам» и перекроет поток бюджетных средств. К тому же, придется постепенно сменить руководящий состав, «уступив дорогу молодым».

ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ЗАПАД?

1 НАТО должно повысить приоритетность своей политики не только в Балтийском, но и Черном море.

2 ЕС и США должны строго пересмотреть санкции, введенные из-за аннексии Крыма, чтобы определить, кто их обходит, оценить их эффективность и ужесточить.

3 Провести ряд разговоров за «закрытой дверью» со специалистами по международной экономике и российской торговле, чтобы определить, как можно надавить на интересы РФ на Черном море, в частности – на экспорт и импорт через Новороссийский порт.

Из-за действий РФ в Азовском море Украина несет экономические потери. Кто и каким образом может повлиять на поведение Кремля.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ. Блокирование морских судов, направлявшихся через Керчь-Еникальский канал в направлении украинских азовских портов, отразилось в первую очередь на работе двух украинских портов – Бердянского и Мариупольского.

Однако политика России по «разрушению судоходства на Азове» началась задолго до введения военного положения – еще начиная с апреля 2018 года. Разница состоит лишь в том, что тогда проверки судов были выборочными и проводились достаточно оперативно, а к активной фазе блокады россияне перешли уже в мае.

По данным мониторинговой группы «Майдан иностранных дел», за полгода РФ остановила в Азовском море 110 украинских судов, 316 – в Керченском проливе и 301 ­– на стоянке в Азовском море перед выходом в Черное. Среднее время задержки судов – от 4 до 10 дней. При этом «стоимость» суток простоя колеблется от 5 до 15 тысяч долларов.

Ударом по украинскому морскому бизнесу стало строительство моста через Керченский пролив, конструкция которого делает невозможным прохождение под ним габаритных кораблей.

Чтобы оценить потери, можно сравнить доходы Мариупольского и Бердянского портов за последние три года:

Бердянский порт: доходы за 2015 год – 625 млн гривен, 2016 год – 616 млн гривен, в 2017 году – 288 млн гривен, за 9 месяцев 2018 года – 153 млн гривен;

Мариупольский порт: доходы за 2015 год – 1873 млн гривен, 2016 год – 1496 млн гривен, в 2017 году – 1270 млн гривен, за 9 месяцев 2018 года – 855 млн гривен.

В Администрации морских портов Украины посчитали: если бы РФ беспрепятственно пропускала суда через Керченский пролив, то украинские порты смогли бы увеличить перевалку грузов на 800 тысяч тонн в год.

ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА. Атака на украинские корабли после прохождения через Керченский пролив стала причиной введения в Украине военного положения.

Мнения насчет этой ситуации у разных экспертов отличается. В РФ заявляют о намеренных провокациях украинской стороны накануне президентских выборов, а официальный Киев говорит, что введение военного положения является единственно верным ответом на российскую агрессию. На Западе заговорили о новых санкциях, а Дональд Трамп отменил встречу с Владимиром Путиным.

Как события будут развиваться дальше – прогнозировать сложно. Однако, по мнению британского политолога, ассоциированного научного сотрудника Chatham House Джеймса Шерра, у Украины и стран Запада есть определенные задачи, которые они должны выполнить.

ЧТО ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ УКРАИНА:

— реагировать не импульсивно, а системно – это задача украинских дипломатов;

— усиливать армию и военно-морские силы;

— тщательно продумать и разработать военную стратегию.

Шерр предупреждает: действующие кадры Минобороны и Генштаба будут препятствовать глобальным структурным изменениям, так как это положит конец их «шкурным интересам» и перекроет поток бюджетных средств. К тому же, придется постепенно сменить руководящий состав, «уступив дорогу молодым».

ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ЗАПАД?

1 НАТО должно повысить приоритетность своей политики не только в Балтийском, но и Черном море.

2 ЕС и США должны строго пересмотреть санкции, введенные из-за аннексии Крыма, чтобы определить, кто их обходит, оценить их эффективность и ужесточить.

3 Провести ряд разговоров за «закрытой дверью» со специалистами по международной экономике и российской торговле, чтобы определить, как можно надавить на интересы РФ на Черном море, в частности – на экспорт и импорт через Новороссийский порт.