Что вы делаете после занятия спортом? Правильно: принимаете душ. А что делать школьникам, которым по расписанию поставили физкультуру первым уроком? EtCetera узнавал, могут ли дети и родители повлиять на расписание и содержание занятий?
БЕЗ ФИЗРЫ НИКУДА. Занятия физкультурой являются обязательными для всех классов и всех типов школ. Разница может быть только в нагрузке (по возрасту и состоянию здоровья) и возможностях учебного заведения. Где-то, например, есть бассейн, где-то – теннисный корт. Это накладывает свой отпечаток на детские занятия. Такие заведения могут пользоваться учебными планами с модульной вариативной частью, когда в расписании, например, не только «физра», но и «плавание», «теннис», «хоккей» и другие.
Но чаще всего школы имеют стандартный спортивный зал и привычный набор инвентаря, поэтому дети имеют возможность выполнять гимнастические упражнения, играть с мячом, бегать и прыгать. Все это входит в инвариантную (неизменную) составляющую Типовых учебных планов, которая одинакова для всех учреждений общего среднего образования независимо от подчинения и формы собственности.
ОСОБЫЙ СТАТУС. Организационная специфика уроков физкультуры заключается в том, что в педагогической нагрузке учителей они учитываются, а вот в ученической – нет. В Минобразования это объясняют тем, что такие занятия обеспечивают «двигательную активность учащихся и не требуют чрезмерного умственного напряжения». Фактически, это означает, что отказаться от физры из-за того, что «и так много уроков», невозможно.
РАСПИСАНИЕ. В Методических рекомендациях МОН относительно преподавания физкультуры в 2018-2019 годах сказано, что расписание уроков должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки в течение дня и недели, то есть предметы естественного и гуманитарного циклов должны чередоваться с уроками искусства, технологий и культуры.
Следовательно, наличие урока физического воспитания среди дня расписания (третьим-четвертым уроками) никак не противоречит нормативным актам МОН. Так же у них нет информации о запрете на первые уроки физры в расписании. Однако логично, что детям не очень комфортно, когда физкультура «разбивает» день или стоит перед всеми занятиями. Школьники возбуждены, потные, иногда грязные, им нужно время на то, чтобы настроиться на умственную активность, отдохнуть, переодеться и перекусить. Однако школьный ритм этого не позволяет.
ПОЧЕМУ РАСПИСАНИЕ НЕУДОБНО. Дело в том, что несмотря на министерские рекомендации, школьные администрации часто составляют расписание в соответствии с потребностями педагогов, а не учеников. Учителя выражают директору свои пожелания по расстановке их занятий, мотивируя это удобством, необходимостью совмещать школу с другой деятельностью, семейными обстоятельствами и тому подобное. В определенных ситуациях расписание становится наградой, поощрением или наказанием для учителя. Именно так физкультура, которую логично было с разместить 5-8 (последними) уроками, оказывается на 1-4 уроках.
Иногда причинами неудобного расписания является дефицит кадров, когда, например, на школу только один или два учителя физкультуры при необходимости в 3-4. Или заведение переполнено и количество учеников больше возможности спортивных объектов учреждения, то есть 5 или 6 классов одновременно заниматься не могут.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Если расписание занятий объективно неудобно (в понедельник 5 уроков, а во вторник – 8 или физкультура стоит на 1-4 уроках), следует коллективно (от класса или параллели) письменно обратиться к администрации школы и дождаться письменного ответа. Родителям и детям должны объяснить, почему расписание именно такое, а не другое, и предоставить по возможности альтернативные варианты расстановки предметов в течение недели.
Если дело в переполненности школы, решить проблему можно лишь частично. Например, чередовать первые и последние уроки физкультуры по месяцам или неделям в разных классах параллели.
Если проблема в недостатке кадров, стоит убедиться, открыты ли вакансии на эти места и прилагает ли школа и отдел образования все усилия для поиска кандидата на свободные должности. Поэтому нередко бывает, что такой «дефицит» создается искусственно и выгоден для педагогов и дирекции заведения.
Если объективных причин неудобного расписания нет и очевидно, что он сделан только для удобства педагогов, нужно обратиться в местный орган управления образования с жалобой.
КСТАТИ, с 2018-2019 учебного года вступила в силу новая учебная программа «Физическая культура» для 10-11 классов. В ней применяется компетентностный подход к изучению предмета. Ознакомиться с изменениями можно ПО ССЫЛКЕ.
Что вы делаете после занятия спортом? Правильно: принимаете душ. А что делать школьникам, которым по расписанию поставили физкультуру первым уроком? EtCetera узнавал, могут ли дети и родители повлиять на расписание и содержание занятий?
БЕЗ ФИЗРЫ НИКУДА. Занятия физкультурой являются обязательными для всех классов и всех типов школ. Разница может быть только в нагрузке (по возрасту и состоянию здоровья) и возможностях учебного заведения. Где-то, например, есть бассейн, где-то – теннисный корт. Это накладывает свой отпечаток на детские занятия. Такие заведения могут пользоваться учебными планами с модульной вариативной частью, когда в расписании, например, не только «физра», но и «плавание», «теннис», «хоккей» и другие.
Но чаще всего школы имеют стандартный спортивный зал и привычный набор инвентаря, поэтому дети имеют возможность выполнять гимнастические упражнения, играть с мячом, бегать и прыгать. Все это входит в инвариантную (неизменную) составляющую Типовых учебных планов, которая одинакова для всех учреждений общего среднего образования независимо от подчинения и формы собственности.
ОСОБЫЙ СТАТУС. Организационная специфика уроков физкультуры заключается в том, что в педагогической нагрузке учителей они учитываются, а вот в ученической – нет. В Минобразования это объясняют тем, что такие занятия обеспечивают «двигательную активность учащихся и не требуют чрезмерного умственного напряжения». Фактически, это означает, что отказаться от физры из-за того, что «и так много уроков», невозможно.
РАСПИСАНИЕ. В Методических рекомендациях МОН относительно преподавания физкультуры в 2018-2019 годах сказано, что расписание уроков должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки в течение дня и недели, то есть предметы естественного и гуманитарного циклов должны чередоваться с уроками искусства, технологий и культуры.
Следовательно, наличие урока физического воспитания среди дня расписания (третьим-четвертым уроками) никак не противоречит нормативным актам МОН. Так же у них нет информации о запрете на первые уроки физры в расписании. Однако логично, что детям не очень комфортно, когда физкультура «разбивает» день или стоит перед всеми занятиями. Школьники возбуждены, потные, иногда грязные, им нужно время на то, чтобы настроиться на умственную активность, отдохнуть, переодеться и перекусить. Однако школьный ритм этого не позволяет.
ПОЧЕМУ РАСПИСАНИЕ НЕУДОБНО. Дело в том, что несмотря на министерские рекомендации, школьные администрации часто составляют расписание в соответствии с потребностями педагогов, а не учеников. Учителя выражают директору свои пожелания по расстановке их занятий, мотивируя это удобством, необходимостью совмещать школу с другой деятельностью, семейными обстоятельствами и тому подобное. В определенных ситуациях расписание становится наградой, поощрением или наказанием для учителя. Именно так физкультура, которую логично было с разместить 5-8 (последними) уроками, оказывается на 1-4 уроках.
Иногда причинами неудобного расписания является дефицит кадров, когда, например, на школу только один или два учителя физкультуры при необходимости в 3-4. Или заведение переполнено и количество учеников больше возможности спортивных объектов учреждения, то есть 5 или 6 классов одновременно заниматься не могут.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Если расписание занятий объективно неудобно (в понедельник 5 уроков, а во вторник – 8 или физкультура стоит на 1-4 уроках), следует коллективно (от класса или параллели) письменно обратиться к администрации школы и дождаться письменного ответа. Родителям и детям должны объяснить, почему расписание именно такое, а не другое, и предоставить по возможности альтернативные варианты расстановки предметов в течение недели.
Если дело в переполненности школы, решить проблему можно лишь частично. Например, чередовать первые и последние уроки физкультуры по месяцам или неделям в разных классах параллели.
Если проблема в недостатке кадров, стоит убедиться, открыты ли вакансии на эти места и прилагает ли школа и отдел образования все усилия для поиска кандидата на свободные должности. Поэтому нередко бывает, что такой «дефицит» создается искусственно и выгоден для педагогов и дирекции заведения.
Если объективных причин неудобного расписания нет и очевидно, что он сделан только для удобства педагогов, нужно обратиться в местный орган управления образования с жалобой.
КСТАТИ, с 2018-2019 учебного года вступила в силу новая учебная программа «Физическая культура» для 10-11 классов. В ней применяется компетентностный подход к изучению предмета. Ознакомиться с изменениями можно ПО ССЫЛКЕ.