В рамках выступления на форуме «Образовательные измерения в контексте Новой украинской школы», который прошел 13 декабря 2018 года, Лилия Гриневич представила украинский перевод книги Андреаса Шлейхер, разработчика и куратора исследования Pisa, «Лучший класс в мире: как создать систему образования 21-го века». Министр назвала ее подарком судьбы. EtCetera выбрал самые интересные отрывки, посвященные педагогам.
УЧИТЕЛЮ СТОИТ ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ
По мнению Андреаса Шлейхера, учитель кроме добросовестного выполнения своих обязанностей, рассудительности и уважения к ученикам, должен прежде всего заниматься результатами их обучения.
Хороший учитель не равнодушен: он поощряет учеников к активному участию и ответственности, эффективно реагирует на их потребности, учитывает их индивидуальные особенности и уровень знаний; способствует терпимости и социальной сплоченности; обеспечивает регулярные оценки и обратную связь; а еще заботится о том, чтобы ученики чувствовали, что их ценят.
БЕЗ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НИКАК
Учителя, работающие с современными детьми, должны найти, как помочь им решать проблемы, которые появились в цифровом мире: информационная перегрузка, плагиат, защита от онлайн-мошенничества, нарушения конфиденциальности, онлайн-травли.
Кроме того, нравится нам это или нет, но люди, которые не ориентируются в цифровой среде, не смогут принимать полноценное участие в социальной, экономической и культурной жизни.
Есть и другой нюанс: многие педагоги враждебно относятся к цифровым технологиям, потому что видят в них угрозу. Мол, вскоре цифровые технологии сделают учителей безработными. Однако, по мнению Андреаса Шлейхера, это невозможно.
Андреас ШЛЕЙХЕР, руководитель программы PISA
Учительство – это едва ли не древнейшая социальная деятельность. Люди, которые умеют воспитывать и поддерживать учащихся в течение всей жизни, будут, наоборот, востребованными еще больше. Впрочем, как и во многих других отраслях, цифровые технологии, вероятно, возьмут на себя много обязанностей, которые сейчас выполняют учителя. Даже если преподавание никогда не переведут в цифровую форму и не делегируют работам, рутинные административные задачи, которые забирают драгоценное время, которое можно было бы посвятить учебе, уже теперь передают технологиям.
В чем могут помочь технологии?
1 Изменить роль учителей (из людей, передают приобретенные знания, к наставникам, которые помогают эти знания создавать).
2 Контролировать процесс преподавания, обучения и оценки.
3 Дать доступ к специализированным материалам во многих форматах, даже если эти материалы находятся на другой стороне мира.
4 Создать экосистему обучения, которая будет основана на сотрудничестве.
ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. По словам эксперта, реальность значительно отличается от «идеальной картины».
Когда в 2015 году PISA опубликовал отчет, согласно которому в 2012 году только 37% европейских школ имели современное оборудование и скоростную интернет-связь, в Польше таких школ было всего 5%. Хотя, по утверждению директоров школ, все школы якобы были хорошо оборудованы.
«Может, технологии не так уж и важны? Или директора не осознают, какой потенциал имеют цифровые технологии, чтобы трансформировать учебный процесс?» – задает риторические вопросы эксперт.
Парадоксально, но результаты PISA также не показали значительного улучшения успеваемости в странах, которые вложили значительные средства в цифровые образовательные технологии. Также они не помогли преодолеть разницу в знаниях и навыках между учениками из богатых и бедных семей.
То есть приоритетом является не оснащение школ современным гаджетами, а обеспечение интенсивного взаимодействия между учителем и учеником. А технологии иногда отвлекают от такого взаимодействия.
Причиной этого парадокса эксперты считают, что сегодня педагоги еще не слишком хорошо овладели педагогическими методами, опирающимися на современные технологии.
Андреас ШЛЕЙХЕР, руководитель программы PISA
Добавив технологии XXI века в педагогические методы ХХ века в школьной системе образца XIX века, мы, наоборот, сделаем обучение неэффективным. Если ученики ищут готовые ответы в Google, от такого обучения гораздо меньше пользы, чем от традиционных методов работы.
Именно поэтому начинать следует не с интерактивных досок, а четкого плана повышения квалификации педагогов.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБМЕНА И ОПЫТ ШАНХАЯ
Образовательная система Шанхая заняла высшую ступень по результатам PISA в 2012 году.
Андреас Шлейхер отмечает, что шанхайские учителя во время учебного процесса в школах используют технологии очень осторожно и продуманно, но когда речь идет о повышении их квалификации и опыта – на все 100%.
Педагоги создали цифровую платформу, на которой обмениваются разработками. На первый взгляд, ничего особенного, однако на платформе формируются репутационные показатели: чем больше учителя загружали, совершенствовали или даже критиковали чьи-то уроки, тем более высоким становился рейтинг педагога-разработчика.
В конце учебного года учителя отчитывались не только об успехах своих учеников, но и в отношении собственного вклада в развитие учительской квалификации и образовательной системы.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА
Опыт показывает, что очень часто образовательными учреждениями руководят эксперты, которые сидят в «высоких кабинетах»: составляют программы и разрабатывают правила, по которым должны жить учителя и ученики.
На самом деле эти задачи следует поручать практикам, профессионалам, которые готовы брать на себя ответственность.
Конечно, нужен опыт, однако модель преподавания, когда все указания поступают сверху, не располагает учителей к производительности и творчеству.
Андреас Шлейхер уверяет: если дать учителям возможность взять на себя ответственность, они станут самыми строгими судьями над самими собой.
Когда в 2011 году в Нидерландах разрабатывались профессиональные стандарты, которые предоставляли учителям большую автономию, в министерстве сначала опасались, что учителя станут менее требовательными к своей работе. Однако результат оказался ровно противоположным.
По словам тогдашнего госсекретаря Минобразования Сендера Деккера, ни одно правительство Нидерландов никогда не смогло бы установить такие требования к учителям, как учителя сами к себе.
Итак, учителей обязательно следует привлекать к разработке профессиональных стандартов. Потому что это позволит:
— признать их профессионализм, важность их компетенций и опыта;
— определить уровень их ответственности;
— завоевать их расположение к оценке, если во время этого процесса с ними советоваться.
Андреас ШЛЕЙХЕР, руководитель программы PISA:
А самая главная причина, почему учителя должны взять на себя ответственность за собственную работу, заключается в том, что образовательные системы XXI века очень быстро меняются. Иногда проходят десятилетия, пока учебная программа, которую разработало правительство, полностью диктует все, что происходит в классах. Единственный способ преодолеть этот разрыв – профессионализация обучения, когда учителя не просто воспринимают учебную программу как готовый продукт, а понимают, как ее разрабатывают и какие педагогические подходы лучше всего могут передать ученикам идеи, лежащие в ее основе.
В рамках выступления на форуме «Образовательные измерения в контексте Новой украинской школы», который прошел 13 декабря 2018 года, Лилия Гриневич представила украинский перевод книги Андреаса Шлейхер, разработчика и куратора исследования Pisa, «Лучший класс в мире: как создать систему образования 21-го века». Министр назвала ее подарком судьбы. EtCetera выбрал самые интересные отрывки, посвященные педагогам.
УЧИТЕЛЮ СТОИТ ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ
По мнению Андреаса Шлейхера, учитель кроме добросовестного выполнения своих обязанностей, рассудительности и уважения к ученикам, должен прежде всего заниматься результатами их обучения.
Хороший учитель не равнодушен: он поощряет учеников к активному участию и ответственности, эффективно реагирует на их потребности, учитывает их индивидуальные особенности и уровень знаний; способствует терпимости и социальной сплоченности; обеспечивает регулярные оценки и обратную связь; а еще заботится о том, чтобы ученики чувствовали, что их ценят.
БЕЗ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НИКАК
Учителя, работающие с современными детьми, должны найти, как помочь им решать проблемы, которые появились в цифровом мире: информационная перегрузка, плагиат, защита от онлайн-мошенничества, нарушения конфиденциальности, онлайн-травли.
Кроме того, нравится нам это или нет, но люди, которые не ориентируются в цифровой среде, не смогут принимать полноценное участие в социальной, экономической и культурной жизни.
Есть и другой нюанс: многие педагоги враждебно относятся к цифровым технологиям, потому что видят в них угрозу. Мол, вскоре цифровые технологии сделают учителей безработными. Однако, по мнению Андреаса Шлейхера, это невозможно.
Андреас ШЛЕЙХЕР, руководитель программы PISA
Учительство – это едва ли не древнейшая социальная деятельность. Люди, которые умеют воспитывать и поддерживать учащихся в течение всей жизни, будут, наоборот, востребованными еще больше. Впрочем, как и во многих других отраслях, цифровые технологии, вероятно, возьмут на себя много обязанностей, которые сейчас выполняют учителя. Даже если преподавание никогда не переведут в цифровую форму и не делегируют работам, рутинные административные задачи, которые забирают драгоценное время, которое можно было бы посвятить учебе, уже теперь передают технологиям.
В чем могут помочь технологии?
1 Изменить роль учителей (из людей, передают приобретенные знания, к наставникам, которые помогают эти знания создавать).
2 Контролировать процесс преподавания, обучения и оценки.
3 Дать доступ к специализированным материалам во многих форматах, даже если эти материалы находятся на другой стороне мира.
4 Создать экосистему обучения, которая будет основана на сотрудничестве.
ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. По словам эксперта, реальность значительно отличается от «идеальной картины».
Когда в 2015 году PISA опубликовал отчет, согласно которому в 2012 году только 37% европейских школ имели современное оборудование и скоростную интернет-связь, в Польше таких школ было всего 5%. Хотя, по утверждению директоров школ, все школы якобы были хорошо оборудованы.
«Может, технологии не так уж и важны? Или директора не осознают, какой потенциал имеют цифровые технологии, чтобы трансформировать учебный процесс?» – задает риторические вопросы эксперт.
Парадоксально, но результаты PISA также не показали значительного улучшения успеваемости в странах, которые вложили значительные средства в цифровые образовательные технологии. Также они не помогли преодолеть разницу в знаниях и навыках между учениками из богатых и бедных семей.
То есть приоритетом является не оснащение школ современным гаджетами, а обеспечение интенсивного взаимодействия между учителем и учеником. А технологии иногда отвлекают от такого взаимодействия.
Причиной этого парадокса эксперты считают, что сегодня педагоги еще не слишком хорошо овладели педагогическими методами, опирающимися на современные технологии.
Андреас ШЛЕЙХЕР, руководитель программы PISA
Добавив технологии XXI века в педагогические методы ХХ века в школьной системе образца XIX века, мы, наоборот, сделаем обучение неэффективным. Если ученики ищут готовые ответы в Google, от такого обучения гораздо меньше пользы, чем от традиционных методов работы.
Именно поэтому начинать следует не с интерактивных досок, а четкого плана повышения квалификации педагогов.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБМЕНА И ОПЫТ ШАНХАЯ
Образовательная система Шанхая заняла высшую ступень по результатам PISA в 2012 году.
Андреас Шлейхер отмечает, что шанхайские учителя во время учебного процесса в школах используют технологии очень осторожно и продуманно, но когда речь идет о повышении их квалификации и опыта – на все 100%.
Педагоги создали цифровую платформу, на которой обмениваются разработками. На первый взгляд, ничего особенного, однако на платформе формируются репутационные показатели: чем больше учителя загружали, совершенствовали или даже критиковали чьи-то уроки, тем более высоким становился рейтинг педагога-разработчика.
В конце учебного года учителя отчитывались не только об успехах своих учеников, но и в отношении собственного вклада в развитие учительской квалификации и образовательной системы.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА
Опыт показывает, что очень часто образовательными учреждениями руководят эксперты, которые сидят в «высоких кабинетах»: составляют программы и разрабатывают правила, по которым должны жить учителя и ученики.
На самом деле эти задачи следует поручать практикам, профессионалам, которые готовы брать на себя ответственность.
Конечно, нужен опыт, однако модель преподавания, когда все указания поступают сверху, не располагает учителей к производительности и творчеству.
Андреас Шлейхер уверяет: если дать учителям возможность взять на себя ответственность, они станут самыми строгими судьями над самими собой.
Когда в 2011 году в Нидерландах разрабатывались профессиональные стандарты, которые предоставляли учителям большую автономию, в министерстве сначала опасались, что учителя станут менее требовательными к своей работе. Однако результат оказался ровно противоположным.
По словам тогдашнего госсекретаря Минобразования Сендера Деккера, ни одно правительство Нидерландов никогда не смогло бы установить такие требования к учителям, как учителя сами к себе.
Итак, учителей обязательно следует привлекать к разработке профессиональных стандартов. Потому что это позволит:
— признать их профессионализм, важность их компетенций и опыта;
— определить уровень их ответственности;
— завоевать их расположение к оценке, если во время этого процесса с ними советоваться.
Андреас ШЛЕЙХЕР, руководитель программы PISA:
А самая главная причина, почему учителя должны взять на себя ответственность за собственную работу, заключается в том, что образовательные системы XXI века очень быстро меняются. Иногда проходят десятилетия, пока учебная программа, которую разработало правительство, полностью диктует все, что происходит в классах. Единственный способ преодолеть этот разрыв – профессионализация обучения, когда учителя не просто воспринимают учебную программу как готовый продукт, а понимают, как ее разрабатывают и какие педагогические подходы лучше всего могут передать ученикам идеи, лежащие в ее основе.