Каким должно быть идеальное школьное расписание?

Система образования не может подстроиться под нужды каждого ученика, но существующие подходы к составлению школьных расписаний можно улучшить. EtCetera уже писал о том, что расписание в украинских школах часто составляется с учетом интересов взрослых, но не детей, а многие нормы давно потеряли свою актуальность. Это лучше всего иллюстрируют места Украины в различных образовательных рейтингах. Ведь все аспекты учебы – от расписания и качества учебников до подготовки учителей и обустройства образовательного пространства – влияют на успех учеников. EtCetera выяснял, что может гармонизировать учебный день школьника.

КОРОТКИЕ КАНИКУЛЫ. О том, что трехмесячные летние каникулы – это практически нонсенс, EtCetera также уже писал. Для времен, когда детей привлекали к полевым работам, и когда была очень важна «идеологическая закалка», которую предоставляли пионерлагеря, три месяца свободы от школы были необходимы. Сегодня это пустая трата времени (чаще всего). Дети забывают то, что выучили за год, и предоставлены сами себе (что повышает риск травматизма), а родители практически не занимаются оздоровлением детей, так как это слишком дорого.

Каникулы в идеальном расписании – непродолжительные. Причем они должны включать в себя «школьные активности», например, дневные лагеря с экскурсиями, повторением пройденного, получением новых навыков.

Двухнедельные зимние каникулы – это тоже большой срок. Тем более, что у родителей школьников нет такого количества праздничных выходных, чтобы уделить детям достаточно времени. Педагоги в США, например, убеждены, что школьные каникулы должны совпадать с праздниками, на которые работникам даются выходные.

Лучший вариант – равномерное распределение школьных каникул в течение всего учебного года. Это поможет не только сохранить и закрепить знания в головах детей, но также разгрузить их ежедневное расписание.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ. Мало кто знает, но в Украине есть официальные рекомендации по составлению школьных расписаний. В них сказано, что «предметы естественного и гуманитарного циклов должны чередоваться с уроками искусства, технологий и культуры».

Дело в том, что длительное умственное напряжение утомляет ребенка. И если 4 урока подряд он будет решать задачи и уравнения сначала по алгебре, а потом по физике, то с каждым часом его работоспособность будет падать, а материал будет усваиваться все хуже. Если расписание будет сбалансировано при помощи занятий музыкой, искусством, физкультурой, трудом и прочими предметами, то школьник, переключаясь с одного вида деятельности на другой, получит возможность отдохнуть.

ДЛИННЫЕ УРОКИ. Несколько лет назад уроки в младшей школе были сокращены до 30-40 минут. Решение было продиктовано тем, что малышам, особенно в первых классах, очень сложно высидеть 45 минут. У старшеклассников – другая проблема: пройти тему за академический час практически невозможно, так как времени на теорию и практическое закрепление материала не хватает. Отсюда – введение «спаренных» уроков, например, две алгебры, два языка, две физики подряд. Логичнее было бы увеличить длительность каждого урока до полутора часов. Это, согласно последним исследований медиков и ученых, соответствует естественным ритмам человека.

РАЗГРУЗОЧНЫЕ ДНИ. Педагоги и психологи отмечают, что работоспособность учеников меняется не только в течение дня, но и в течение недели. К среде она достигает своего пика, а к пятнице падает до минимума. Чтобы помочь детям сохранить эмоциональные и физические силы, желательно устраивать так называемые разгрузочные дни. Это может быть, например, среда и пятница. В эти дни лучше отказаться от «научных» предметов и заняться чем-то нестандартным: устраивать публичные чтения, мастер-классы, экскурсии, спортивные или творческие занятия.

Это могут быть также «короткие дни», когда детей отпускают домой раньше, чем обычно. Такую практику уже ввели Франция и Финляндия.

ПОЗДНЕЕ НАЧАЛО. Уроки в большинстве украинских школ начинаются в 8.00-8.30. И если для учеников начальных классов это самое подходящее время, то для подростков – не очень. Малыши ложатся спать раньше и, соответственно, раньше просыпаются. Старшеклассники допоздна занимаются или развлекаются, им сложно встать утром и еще сложнее концентрироваться на первых уроках. Поэтому идеальное расписание для старшей школы должно начинаться с 10.00. Это и детям поможет быть более собранными на уроках, и утренние дороги разгрузит для тех, кто спешит на работу.

Перечисленные меры только на первый взгляд кажутся утопическими. На самом деле, все эти лайфхаки уже используются разными школами в разных странах. Иногда – в виде эксперимента. Но эти поиски идеального расписания показывают, что сегодня весь мир размышляет о том, как учить детей в современном мире. Ведь очевидно, что старые подходы уже не дают желаемого результата.

Система образования не может подстроиться под нужды каждого ученика, но существующие подходы к составлению школьных расписаний можно улучшить. EtCetera уже писал о том, что расписание в украинских школах часто составляется с учетом интересов взрослых, но не детей, а многие нормы давно потеряли свою актуальность. Это лучше всего иллюстрируют места Украины в различных образовательных рейтингах. Ведь все аспекты учебы – от расписания и качества учебников до подготовки учителей и обустройства образовательного пространства – влияют на успех учеников. EtCetera выяснял, что может гармонизировать учебный день школьника.

КОРОТКИЕ КАНИКУЛЫ. О том, что трехмесячные летние каникулы – это практически нонсенс, EtCetera также уже писал. Для времен, когда детей привлекали к полевым работам, и когда была очень важна «идеологическая закалка», которую предоставляли пионерлагеря, три месяца свободы от школы были необходимы. Сегодня это пустая трата времени (чаще всего). Дети забывают то, что выучили за год, и предоставлены сами себе (что повышает риск травматизма), а родители практически не занимаются оздоровлением детей, так как это слишком дорого.

Каникулы в идеальном расписании – непродолжительные. Причем они должны включать в себя «школьные активности», например, дневные лагеря с экскурсиями, повторением пройденного, получением новых навыков.

Двухнедельные зимние каникулы – это тоже большой срок. Тем более, что у родителей школьников нет такого количества праздничных выходных, чтобы уделить детям достаточно времени. Педагоги в США, например, убеждены, что школьные каникулы должны совпадать с праздниками, на которые работникам даются выходные.

Лучший вариант – равномерное распределение школьных каникул в течение всего учебного года. Это поможет не только сохранить и закрепить знания в головах детей, но также разгрузить их ежедневное расписание.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ. Мало кто знает, но в Украине есть официальные рекомендации по составлению школьных расписаний. В них сказано, что «предметы естественного и гуманитарного циклов должны чередоваться с уроками искусства, технологий и культуры».

Дело в том, что длительное умственное напряжение утомляет ребенка. И если 4 урока подряд он будет решать задачи и уравнения сначала по алгебре, а потом по физике, то с каждым часом его работоспособность будет падать, а материал будет усваиваться все хуже. Если расписание будет сбалансировано при помощи занятий музыкой, искусством, физкультурой, трудом и прочими предметами, то школьник, переключаясь с одного вида деятельности на другой, получит возможность отдохнуть.

ДЛИННЫЕ УРОКИ. Несколько лет назад уроки в младшей школе были сокращены до 30-40 минут. Решение было продиктовано тем, что малышам, особенно в первых классах, очень сложно высидеть 45 минут. У старшеклассников – другая проблема: пройти тему за академический час практически невозможно, так как времени на теорию и практическое закрепление материала не хватает. Отсюда – введение «спаренных» уроков, например, две алгебры, два языка, две физики подряд. Логичнее было бы увеличить длительность каждого урока до полутора часов. Это, согласно последним исследований медиков и ученых, соответствует естественным ритмам человека.

РАЗГРУЗОЧНЫЕ ДНИ. Педагоги и психологи отмечают, что работоспособность учеников меняется не только в течение дня, но и в течение недели. К среде она достигает своего пика, а к пятнице падает до минимума. Чтобы помочь детям сохранить эмоциональные и физические силы, желательно устраивать так называемые разгрузочные дни. Это может быть, например, среда и пятница. В эти дни лучше отказаться от «научных» предметов и заняться чем-то нестандартным: устраивать публичные чтения, мастер-классы, экскурсии, спортивные или творческие занятия.

Это могут быть также «короткие дни», когда детей отпускают домой раньше, чем обычно. Такую практику уже ввели Франция и Финляндия.

ПОЗДНЕЕ НАЧАЛО. Уроки в большинстве украинских школ начинаются в 8.00-8.30. И если для учеников начальных классов это самое подходящее время, то для подростков – не очень. Малыши ложатся спать раньше и, соответственно, раньше просыпаются. Старшеклассники допоздна занимаются или развлекаются, им сложно встать утром и еще сложнее концентрироваться на первых уроках. Поэтому идеальное расписание для старшей школы должно начинаться с 10.00. Это и детям поможет быть более собранными на уроках, и утренние дороги разгрузит для тех, кто спешит на работу.

Перечисленные меры только на первый взгляд кажутся утопическими. На самом деле, все эти лайфхаки уже используются разными школами в разных странах. Иногда – в виде эксперимента. Но эти поиски идеального расписания показывают, что сегодня весь мир размышляет о том, как учить детей в современном мире. Ведь очевидно, что старые подходы уже не дают желаемого результата.