Вырастет зависимость от России и Беларуси, – аналитик о запрете на транзит литовских нефтепродуктов

Ірма Шелест
Переглядів статті Вырастет зависимость от России и Беларуси, – аналитик о запрете на транзит литовских нефтепродуктов 6734
03.02.22 14:18

Аналитик "Консалтинговой группы "А-95" Артем Куюн заявляет, что из-за запрета на транзит литовских нефтепродуктов через Беларусь украинскому рынку придется искать альтернативные источники поставки.Об этом он сообщил Українським Новинам."На Литву приходится порядка 7% светлых нефтепродуктов в годовом исчислении, это где-то 700 тыс. тонн дизельного топлива и 250 тыс. тонн бензина, кроме того, еще порядка 60 тыс. тонн авиакеросина, и это, скажем так, заметный игрок на рынке. Поэтому нашему рынку теперь придется искать такой объем из новых источников. Особой трагедии нет, но и радости нет тоже", - сказал Куюн.По его словам, эти объемы будут замещены из других источников, прежде всего, из Беларуси."Беларусь - это наш крупнейший поставщик, а теперь он станет "мегапоставщиком" с долей порядка 40% по рынку дизтоплива и больше 50% по рынку бензина. Ну а что по рынку керосина, то Литва была очень важным источником, скажем так, не российского и не белорусского производства, и теперь придется искать источник либо в Беларуси, либо привозить по морю, также можно в нашем Кременчуге докупить", - добавил Куюн.Также, по его мнению, так как сейчас зима, и потребление светлых нефтепродуктов низкое, а запасы высокие, то локально никаких рыночных колебаний и тому подобного не будет."Может, конечно, возникнуть "турбулентность" на рынке, но топлива зимой всегда много, его есть где взять. Но вообще, в целом, у нас возрастает зависимость от Беларуси и России, что для государства плохо, особенно учитывая политическую ситуацию", - уточнил Куюн.В то же время он отметил, что такая зависимость подчеркивает актуальность поиска альтернативных источников, в частности, морских поставок, которые нужно стимулировать.Также он добавил, что нужно поддерживать украинских производителей, у которых есть потенциал удвоить переработку сырья.По его словам, на Россию и Беларусь уже приходится порядка 70% поставок дизтоплива."Что касается поставок из Европы, то есть некоторые наработки по Польше, но, по сути, это сейчас если не в нулевой точке, то близко к этому. Вся проблема в том, что у нас разная железнодорожная колея: у них она уже, а у нас шире. И вагоны придется переставлять на колеи. Существуют специальные перевалочные пункты для этого, но такой фактор ограничивает пропускную способность. И это является главным препятствием на пути этих поставок", - отметил Куюн.По его словам, вся эта ситуация должна подтолкнуть Польшу к поставкам нефтепродуктов в Украину, в частности, литовский завод Mažeikių Nafta, который принадлежит польской нефтегазовой компании PKN Orlen (Polski Koncern Naftowy Orlen Spółka Akcyjna Orlen)."Вся ситуация с запретом транзита литовских нефтепродуктов может потенциально повлиять на цену нефтепродуктов на нашем рынке, потому что основные поставщики почувствуют дополнительный спрос, и, соответственно, ценник может пойти вверх, не сильно, но это подстегнет лишний раз цену. Но на колонках это не скажется, потому что у нас госрегулирование цен на топливо на основе мировых цен, это проблема оптового внутреннего рынка", - резюмировал Куюн.Как сообщали Українські Новини, ранее Беларусь запретила транзит литовских нефтепродуктов, в том числе и в Украину.