Крылья в моде. Почему на треть “взлетели” авиаперевозки в Украине и что впереди

Крылья в моде. Почему на треть “взлетели” авиаперевозки в Украине и что впереди (GlavPost)

Если сейчас летает лишь каждый 20-й украинец, то в 2030 году будет каждый второй, уверены в Минифраструктуры. Действительно ли такое возможно

В течение 2017 г. количество пассажиров, перевезенных украинскими авиакомпаниями, увеличилась на 27,5% - до 10,5 млн человек, свидетельствуют данные Государственной авиационной службы Украины. Это рекордный показатель за всю историю независимой Украины. Чем обусловлен такой бум и когда небо станет доступным для всех украинцев?

Конкуренция делает свое дело

Рост пассажиропотока небывалое, по динамике роста Украина опережает средние показатели по Европе.

В 2017 году аэропорт “Киев” нарастил пассажиропоток на впечатляющие 64,2% по сравнению с 2016 годом, аэропорт “Львов” добился прироста пассажиропотока на 46,3%. В “Борисполе” динамика несколько скромнее - 22% рост пассажиропотока за год. Но зато “Борисполю” удалось достичь рекордного дохода в размере 4,097 млрд грн.

Аэропорты в регионах также бьют рекорды в перевозке пассажиров: "Кривой Рог" вырос в 3,7 раза, "Черновцы" — в 3,5 раза, "Винница" — на 78%, "Херсон" — на 65%.

Если же смотреть на отрасль в разрезе авиакомпаний, то МАУ удалось увеличить пассажиропоток в 2017 году на 16,4% (перевезли почти 7 млн пассажиров), Wizz Air увеличил пассажиропоток на украинских рейсах на 64%.

Чем обусловлен такой рост? Эксперты отрасли называют несколько причин. Во-первых, наконец-то сыграл отложенный спрос, ведь из-за войны и экономических неурядиц в стране украинцы не спешили с путешествиями.

Согласно данным Международного совета аэропортов, украинцы — одна из самых "летающих" наций Европы. По словам секретаря общественного совета при Госавиаслужбе Богдана Долинце, лишь 4-5% украинцев летают. Сдерживающими факторами были высокая стоимость билетов и необходимость делать визу. С июня в Украине заработал безвиз, а ряд авиакомпаний в его честь запустили акционные цены.

И не стоит забывать и об усилении конкуренции. Хотя так и не произошло долгожданного захода на украинский рынок ирландской компании Ryanair, но даже перспектива такого заставила компании, уже работающие в Украине, “поднапрячься”.

В 2017 году на украинский рынок пришло несколько новых игроков, среди которых в том числе Qatar Airways, Ernest Airlines. Те компании, которые уже были на рынке расширили карты полетов, а МАУ запустила лоукост-тарифы.

Кроме того, немного “подтолкнули” рынок и действия правительства. В 2017 году государство поставило на дерегуляцию отрасли и на снижение стоимости аэропортовых сборов.

“В чем успех рынка авиации, который растет на 30% второй год подряд? На самом деле, очень простое объяснение: мы забрали чиновников из сферы ручного управления авиационным сектором. Элементарная вещь: мы запретили чиновникам в ручном режиме определять, кому, как и когда летать и отдали это на усмотрение рынка. Каждая авиакомпания, которая подается на получение маршрута, получает этот маршрут. Нет никакого отказа, нет взяток, нет спекуляций и рынок запустился”,- объясняет бум на авиа министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Для экономики и граждан этот тренд имеет позитивные последствия, ведь за счет роста конкуренции на рынке цены на билеты становятся ниже. Так, например, было в Грузии. После открытия неба, в течение года билет на рейс Тбилиси-Стамбул подешевел на 65%, а Тбилиси-Киев - на 45%.

Кроме того, растет туризм, а это означает новые рабочие места и лучшие условия жизни населения. Опыт Львова едва ли не лучшее тому свидетельство: за 2017 год поступления в местный бюджет города от туризма выросли на 81%, 2,6 миллиона туристов потратили во Львове за это время 615 миллионов евро. В среднем на одного путешественника приходилось 75 евро на день.

И до показателей других стран нам еще далеко

Безусловно, рост украинского авиарынка радует, но если посмотреть на онлайн-карту самолетов над странами flightradar24.com украинское небо почти свободное. Мир все больше летает. В частности и потому, что авиация - не самый безопасный вид транспорта. В течение 2017 года в авиакатастрофах погибло меньше всего людей за историю авиации. Так, в мире произошло девять фатальных авиакатастроф, приведших в общем до 67 смертей. Это самые низкие показатели смертности от авиакатастроф за всю историю авиации.

Поэтому к показателям стран ЕС нам еще есть куда расти. И перспективы у нас большие, ведь Украина находится на пересечении транспортных путей. “Сегодня, из Китая в Европу путешествуют 200 млн пассажиров”, - объясняет генеральный директор аэропорта “Борисполь”. И Украина может стать своеобразным хабом на этом маршруте, ведь долгие перелеты.

Авиакомпании делают ставку на увеличение трансферных полетов, то есть, когда человек прилетает, вынужден ждать следующий рейс, поэтому от скуки тратит деньги в кафе и магазинах аэропорта. Тот же “Борисполь” заявил о намерении довести долю трансферных пассажиров за 5 лет до 40%. Сейчас их доля - около 30%.

Такую модель уже давно развивают наши страны-соседки. К примеру, доля трансферных пассажиров в аэропорту Варшавы составляет 44%, а Стамбул - 42%.

Турецкие аэропорты за год принимают 150-170 млн пассажиров. Сейчас в Стамбуле строят новый, уже третий в городе аэропорт. Его пропускная способность должна составить 150 млн пассажиров в год, то есть нынешние годовые показатели всей страны.

В 2017 году поляки также установили своеобразный рекорд - впервые число авиапассажиров превысило количество населения страны. Всего польские аэропорты в прошлом году обслужили более 40 млн пассажиров, то есть почти в 4 раза больше, чем перевезли украинские авиакомпании.

Чего ждать в ближайшие годы в Украине

2018 год станет для Украины годом лоукостов, убежден министр инфраструктуры Владимир Омелян. Если в 2015 году lowcost-авиакомпании осуществляли полеты по 18 воздушными линиями, то в 2017 году это количество увеличилось вдвое − обслуживается 38 воздушных линий, говорится в итоговом отчете Мининфраструктуры.

До 2030 года приход бюджетных авиалиний в Украине позволит увеличить количество пассажиров до 71 млн.

Именно на развитие лоукостов своего времени “ставили” страны ЕС. И это сработало. С расширением присутствия бюджетных авиакомпаний объем авиаперевозок вырос на 230%, если сравнивать с 1992 годом (до 710 млн. пассажиров в 2016 году). Сегмент бюджетных авиалиний в ЕС - 234 млн. пассажиров (или 33% в относительных цифрах).

Доля бюджетных авиалиний в странах с развитой туристической инфраструктурой составляет 43%-54%.

Приход бюджетных авиалиний в Украину создаст более 800 тыс. новых рабочих мест уже к 2030 году, убежден Омелян. А украинская экономика заработает дополнительные 65 млрд грн. в 2030 году: 16 млрд. - доходы аэропортов; 18 млрд. - от строительства и поддержки аэропортов; 8 млрд принесет развитие торговли; 22 млрд - туристическая сфера.

Кроме того, Украина будет развивать собственных лоукост-перевозчиков. О запуске нового национального авиаперевозчика Sky Up Омелян объявил в декабре 2017. Начать полеты Sky Up обещает с апреля 2018 года. Первые рейсы компания будет осуществлять из Киева, Харькова, Львова и Одессы по 16 популярным курортным направлениями.

И поверить в это мешает состояние украинской инфраструктуры, а именно аэропортов: “С этим беда. Ибо если говорить откровенно, у нас есть только два аэропорта, которые оборудованы согласно современным требованиям и имеют хорошие взлетные полосы – это аэропорт Львова и “Борисполь”, - говорит Омелян во время конференции.

С 50 постоянно действующих аэропортов в 1991 году, которые соединяли Украину с миром, на сегодня имеем до 20 аэропортов, из которых 2/3 нуждаются в реконструкции и существенного переоснащения. Министерство намерено к 2030 году возродить все 50 объектов.

С 1 января 2018 года вступил в силу закон, который снимает льготы на долгосрочный ввоз в Украину некоторых моделей иностранных самолетов типа Boeing, Embraer. Таким образом Министерство хочет убедить авиакомпании использовать самолеты “Антонов”.

Фактически, если исходить из украинского законодательства, украинское небо - открытое, к нам на рынок может прийти любая авиакомпания. Есть только определенные ограничения в отношении направлений, где есть межгосударственные соглашения.

Мининфраструктуры намерено в феврале 2018 подписать с ЕС Соглашение об общем авиационном пространстве, которое должно снять и эти ограничения.

Если сейчас летает лишь каждый 20-й украинец, то в 2030 году будет каждый второй, уверены в Минифраструктуры. Действительно ли такое возможно

В течение 2017 г. количество пассажиров, перевезенных украинскими авиакомпаниями, увеличилась на 27,5% - до 10,5 млн человек, свидетельствуют данные Государственной авиационной службы Украины. Это рекордный показатель за всю историю независимой Украины. Чем обусловлен такой бум и когда небо станет доступным для всех украинцев?

Конкуренция делает свое дело

Рост пассажиропотока небывалое, по динамике роста Украина опережает средние показатели по Европе.

В 2017 году аэропорт “Киев” нарастил пассажиропоток на впечатляющие 64,2% по сравнению с 2016 годом, аэропорт “Львов” добился прироста пассажиропотока на 46,3%. В “Борисполе” динамика несколько скромнее - 22% рост пассажиропотока за год. Но зато “Борисполю” удалось достичь рекордного дохода в размере 4,097 млрд грн.

Аэропорты в регионах также бьют рекорды в перевозке пассажиров: "Кривой Рог" вырос в 3,7 раза, "Черновцы" — в 3,5 раза, "Винница" — на 78%, "Херсон" — на 65%.

Если же смотреть на отрасль в разрезе авиакомпаний, то МАУ удалось увеличить пассажиропоток в 2017 году на 16,4% (перевезли почти 7 млн пассажиров), Wizz Air увеличил пассажиропоток на украинских рейсах на 64%.

Чем обусловлен такой рост? Эксперты отрасли называют несколько причин. Во-первых, наконец-то сыграл отложенный спрос, ведь из-за войны и экономических неурядиц в стране украинцы не спешили с путешествиями.

Согласно данным Международного совета аэропортов, украинцы — одна из самых "летающих" наций Европы. По словам секретаря общественного совета при Госавиаслужбе Богдана Долинце, лишь 4-5% украинцев летают. Сдерживающими факторами были высокая стоимость билетов и необходимость делать визу. С июня в Украине заработал безвиз, а ряд авиакомпаний в его честь запустили акционные цены.

И не стоит забывать и об усилении конкуренции. Хотя так и не произошло долгожданного захода на украинский рынок ирландской компании Ryanair, но даже перспектива такого заставила компании, уже работающие в Украине, “поднапрячься”.

В 2017 году на украинский рынок пришло несколько новых игроков, среди которых в том числе Qatar Airways, Ernest Airlines. Те компании, которые уже были на рынке расширили карты полетов, а МАУ запустила лоукост-тарифы.

Кроме того, немного “подтолкнули” рынок и действия правительства. В 2017 году государство поставило на дерегуляцию отрасли и на снижение стоимости аэропортовых сборов.

“В чем успех рынка авиации, который растет на 30% второй год подряд? На самом деле, очень простое объяснение: мы забрали чиновников из сферы ручного управления авиационным сектором. Элементарная вещь: мы запретили чиновникам в ручном режиме определять, кому, как и когда летать и отдали это на усмотрение рынка. Каждая авиакомпания, которая подается на получение маршрута, получает этот маршрут. Нет никакого отказа, нет взяток, нет спекуляций и рынок запустился”,- объясняет бум на авиа министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Для экономики и граждан этот тренд имеет позитивные последствия, ведь за счет роста конкуренции на рынке цены на билеты становятся ниже. Так, например, было в Грузии. После открытия неба, в течение года билет на рейс Тбилиси-Стамбул подешевел на 65%, а Тбилиси-Киев - на 45%.

Кроме того, растет туризм, а это означает новые рабочие места и лучшие условия жизни населения. Опыт Львова едва ли не лучшее тому свидетельство: за 2017 год поступления в местный бюджет города от туризма выросли на 81%, 2,6 миллиона туристов потратили во Львове за это время 615 миллионов евро. В среднем на одного путешественника приходилось 75 евро на день.

И до показателей других стран нам еще далеко

Безусловно, рост украинского авиарынка радует, но если посмотреть на онлайн-карту самолетов над странами flightradar24.com украинское небо почти свободное. Мир все больше летает. В частности и потому, что авиация - не самый безопасный вид транспорта. В течение 2017 года в авиакатастрофах погибло меньше всего людей за историю авиации. Так, в мире произошло девять фатальных авиакатастроф, приведших в общем до 67 смертей. Это самые низкие показатели смертности от авиакатастроф за всю историю авиации.

Поэтому к показателям стран ЕС нам еще есть куда расти. И перспективы у нас большие, ведь Украина находится на пересечении транспортных путей. “Сегодня, из Китая в Европу путешествуют 200 млн пассажиров”, - объясняет генеральный директор аэропорта “Борисполь”. И Украина может стать своеобразным хабом на этом маршруте, ведь долгие перелеты.

Авиакомпании делают ставку на увеличение трансферных полетов, то есть, когда человек прилетает, вынужден ждать следующий рейс, поэтому от скуки тратит деньги в кафе и магазинах аэропорта. Тот же “Борисполь” заявил о намерении довести долю трансферных пассажиров за 5 лет до 40%. Сейчас их доля - около 30%.

Такую модель уже давно развивают наши страны-соседки. К примеру, доля трансферных пассажиров в аэропорту Варшавы составляет 44%, а Стамбул - 42%.

Турецкие аэропорты за год принимают 150-170 млн пассажиров. Сейчас в Стамбуле строят новый, уже третий в городе аэропорт. Его пропускная способность должна составить 150 млн пассажиров в год, то есть нынешние годовые показатели всей страны.

В 2017 году поляки также установили своеобразный рекорд - впервые число авиапассажиров превысило количество населения страны. Всего польские аэропорты в прошлом году обслужили более 40 млн пассажиров, то есть почти в 4 раза больше, чем перевезли украинские авиакомпании.

Чего ждать в ближайшие годы в Украине

2018 год станет для Украины годом лоукостов, убежден министр инфраструктуры Владимир Омелян. Если в 2015 году lowcost-авиакомпании осуществляли полеты по 18 воздушными линиями, то в 2017 году это количество увеличилось вдвое − обслуживается 38 воздушных линий, говорится в итоговом отчете Мининфраструктуры.

До 2030 года приход бюджетных авиалиний в Украине позволит увеличить количество пассажиров до 71 млн.

Именно на развитие лоукостов своего времени “ставили” страны ЕС. И это сработало. С расширением присутствия бюджетных авиакомпаний объем авиаперевозок вырос на 230%, если сравнивать с 1992 годом (до 710 млн. пассажиров в 2016 году). Сегмент бюджетных авиалиний в ЕС - 234 млн. пассажиров (или 33% в относительных цифрах).

Доля бюджетных авиалиний в странах с развитой туристической инфраструктурой составляет 43%-54%.

Приход бюджетных авиалиний в Украину создаст более 800 тыс. новых рабочих мест уже к 2030 году, убежден Омелян. А украинская экономика заработает дополнительные 65 млрд грн. в 2030 году: 16 млрд. - доходы аэропортов; 18 млрд. - от строительства и поддержки аэропортов; 8 млрд принесет развитие торговли; 22 млрд - туристическая сфера.

Кроме того, Украина будет развивать собственных лоукост-перевозчиков. О запуске нового национального авиаперевозчика Sky Up Омелян объявил в декабре 2017. Начать полеты Sky Up обещает с апреля 2018 года. Первые рейсы компания будет осуществлять из Киева, Харькова, Львова и Одессы по 16 популярным курортным направлениями.

И поверить в это мешает состояние украинской инфраструктуры, а именно аэропортов: “С этим беда. Ибо если говорить откровенно, у нас есть только два аэропорта, которые оборудованы согласно современным требованиям и имеют хорошие взлетные полосы – это аэропорт Львова и “Борисполь”, - говорит Омелян во время конференции.

С 50 постоянно действующих аэропортов в 1991 году, которые соединяли Украину с миром, на сегодня имеем до 20 аэропортов, из которых 2/3 нуждаются в реконструкции и существенного переоснащения. Министерство намерено к 2030 году возродить все 50 объектов.

С 1 января 2018 года вступил в силу закон, который снимает льготы на долгосрочный ввоз в Украину некоторых моделей иностранных самолетов типа Boeing, Embraer. Таким образом Министерство хочет убедить авиакомпании использовать самолеты “Антонов”.

Фактически, если исходить из украинского законодательства, украинское небо - открытое, к нам на рынок может прийти любая авиакомпания. Есть только определенные ограничения в отношении направлений, где есть межгосударственные соглашения.

Мининфраструктуры намерено в феврале 2018 подписать с ЕС Соглашение об общем авиационном пространстве, которое должно снять и эти ограничения.