Украинец в EuroNASCAR: Возвращение к «нормальности» и испытание профессионалами

Украинец в EuroNASCAR: Возвращение к «нормальности» и испытание профессионалами (GlavPost)

  Украинский пилот-энтузиаст Игорь Романов впервые в этом году выступил в EuroNASCAR. Гонка проходила на легендарной британской трассе Brands Hatch, став одной из первых в Англии, куда после жестких карантинных мер были допущены зрители, превратившись в настоящий праздник скорости. Для украинца же она запомнится как непростой дебют среди профессиональных пилотов.


РЕКЛАМА

  После открытия сезона в Валенсии, британский гоночный уик-энд для EuroNASCAR стал вторым в этом году. Ввиду «подхваченного» аккурат перед испанским этапом «ковида», к счастью в его легкой форме, Игорь Романов не смог выступить в Испании. Но и участие в гонке на Туманном Альбионе до последнего момента стояло под вопросом, причем не только для украинца, а и для всей серии!

COVID-у вопреки!

  Будучи островным государством, Великая Британия по-прежнему очень жестко относится к карантинным мерам и весь визит EuroNASCAR до последнего момента оставался под большим вопросом. Главная причина - требуемый 10-дневный карантин. Тем не менее, организаторы этой серии смогли договориться с английскими властями о «лимитированном карантине» с ограниченным передвижением всех участников процесса, зато без требования строгой самоизоляции. 


РЕКЛАМА

  К радости, как самих пилотов, так и английских болельщиков, после пропуска в прошлом году ввиду все того же карантина, десант EuroNASCAR, частью которого являлся и Игорь Романов, все же высадился на британском острове.

И эта гонка действительно стала настоящим праздником для болельщиков, пройдя под негласным лозунгом Back to normality – «возврат к нормальности».

  В какой-то мере этап европейского «НАСКАРа» стал своего рода тестовым именно с карантинной точки зрения. На него было допущено только 4 тысячи зрителей, тогда как двумя неделями спустя «Гран При Великой Британии» в «Формуле-1» был дан полный зеленый свет с максимально возможной посещаемостью свыше ста тысяч зрителей!

  Да, с «королевой автоспорта» и тем более с ее многомиллионными звездными пилотами вряд ли что-то в этом мире может потягаться по популярности, - разве что тот самый оригинальный NASCAR. 

  Тем не менее, можно смело заявлять, что по шоу составляющей для болельщиков британский этап EuroNASCAR мог смело соревноваться и с «гран при». 

  В данном случае этот «эвент» действительно стал тем самым долгожданным глотком свежего воздуха, по крайней мере, для британских фанатов автоспорта. 

  В паддоке и около него их тут ждало все, что «душе угодно». Кроме разве что … всегда присутствующих «девиц» от EuroNASCAR – похоже, они оказались единственными, кто «пал жертвой» карантинных мер. Зато в остальном этот уик-энд превратился в по-настоящему семейный день отдыха.    Начиная от аниматоров в костюмах персонажей «Звездных войн», «лунапарка» для детей, огромного количества магазинчиков и просто «коробейников» с масштабными моделями «наскаров» и всякого рода «сувениркой», заканчивая… Нет, все же остановимся на этом моменте подробнее.

  Американский, - да да, именно он, а не британский - гимн спела довольно колоритная исполнительница. Он сопровождался не только почетным караулом ВВС США, но и фейерверком – естественно красно-бело-синим. Но этим завсегдатаев этапов европейского «НАСКАРа» не удивить.Другое дело невероятные «хот-роды» и «драгстеры», просто «маскл кары» и, конечно, огромные американские грузовики.

  Отдельное внимание заядлых фанатов NASCAR, включая и Игоря Романова, привлекли самые настоящие «наскаровские» машины прошлых лет. Причем, начиная от совсем старых, которые действительно тогда могли еще именоваться «стоковыми», до куда более современных.Для украинского гонщика тут особо дорогими его сердцу были сразу несколько машин «из под» Бобби Лябонте с его традиционным №18.

  Чемпион NASCAR 2000-го года является главным кумиром Романова. Именно после разговора с ним несколько лет назад, а выйдя «на пенсию», Бобби еще не так давно периодически стартовал в EuroNASCAR, Игорь решился сделать этот шаг. И вот теперь, пусть и не в «заветном» американском «НАСКАРе», тем не менее, украинец все же выступает в настоящих гонках с ДНК этих гонок.   Самое интересное, что все эти великолепные машины из прошлого не просто являются предметами частных коллекций, а они остаются на ходу и в эти дни не раз выезжали на трассу для демо-заездов, разрывая воздух ревом их 5,7-литровых V8, развивающих под 800 «лошадей»!... Кстати, между заездами европейского «НАСКАРа» трасса не пустовала. 

  В качестве «гонок поддержки» тут проходил этап так называемых «Легенд» (Legends), являющихся на сегодня своего рода одной из самых первых ступеней автоспорта, включая и тот самый NASCAR. 

 C учетом их компактности, а «Легенды» в прямом смысле выполнены в уменьшенном масштабе от реального прототипа классических «хот-родов» 40-х годов, гонки с ними являют собой свое непохожее не на что зрелище с невероятно плотной борьбой. 

  Плюс тут проходили гонки британских «пикапов», тоже оставляющие у зрителей немало впечатлений.  Но, все же главным «гвоздем программы» для британских зрителей в тот июльский уик-энд на «Брэндс Хэтч» являлся EuroNASCAR. И вот тут Романова ждали большой сюрприз и, можно сказать, настоящий холодный душ!

Испытание профессионалами…

  Для начала, изучая список заявленных на гонку, Игорь не обнаружил себя в нем, а до гонки оставалось меньше недели! Романов тут же связался с представителем команды Not Only Motorsport, за которую он выступает и оказался нессколько ошарашен! Как выяснилось, его перевели в зачет для профессионалов PRO!

  Дело в том, что в этой итальянской «конюшне» появился новый пилот, не обладающий никаким опытом EuroNASCAR-а. Поэтому и было решено посадить его на бывший №89 украинца. 

  Ну а Романова, с учетом уже имеющегося у него прошлогоднего «наката», итальянцы решили бросить на «растерзание волкам» в зачет для профессионалов, где теперь он выступает на белоснежной машине с №90.   Напомним, что в EuroNASCAR все этапы состоят из двух гонок, в свою очередь обычно проводящиеся в сдвоенном формате. В один день проводится один этап, в свою очередь состоящий из двух раздельных гонок. Зачет EuroNASCAR 2 зарезервирован для начинающих пилотов и джентльмен-драйверов, где в прошлом году и выступал Романов.

  В основном же классе, именуемом как EuroNASCAR PRO в основном едут профессиональные пилоты. При этом машины в обоих зачетах одни и те же – совершенно никаких отличий.

   К примеру, в прошлом году и несколько сезонов до этого в EuroNASCAR PRO выступал Жак Вильнев - Чемпион Мира в «Формуле-1», Чемпион «Индикара» и победитель «Инди 500». В этом году именитый канадец также выступает, но в отдельных этапах и в этот раз не стартовал. На постоянной основе в PRO едут два других ветерана - Марк Гуссенс и Себастьян Бликемолен. 

  В послужном списке Марка две «бронзы» по итогам года «Формулы-3000» в середине 90-х, а затем 13 стартов в легендарных «24 часах Ле Мана», включая призовые места. 

У бельгийца имеются и пара стартов в том самом американском NASCAR - как специалист по дорожным трассам он выступал на «Сономе» и «Воткинс Гленне». 

  Бликемолен в прошлом становился Чемпионом «Формулы-Форд» и трижды в Renault Clio Cup (все в Голландии), затем множество лет выступал в самых разных сериях GT, включая несколько лет в американской ALMS… Но даже не эти пилоты с более чем четверть вековым опытом в автоспорте играют главные скрипки в EuroNASCAR.   Фаворитами тут являются настоящие специалисты по этим 400-сильным монстрам, не оборудованным абсолютно никакими электронными системами и до сих пор оснащенным классическими Н-образными ручными КПП.

  К таковым в первую очередь речь относится Алон Дэй - 3-кратный и действующий Чемпион EuroNASCAR, несколько раз стартовавший и за океаном, причем во всех трех дивизионах NASCAR, включая пару гонок в самом Cup! Второй, это Лорис Хэйземанс, завоевавший титул этой серии в позапрошлом году и уверенно победивший на двух первых этапах в этом сезоне. Лориса тоже успел «отметиться» за океаном, несколько раз приняв участие в гонках второго дивизиона NASCAR - Xfinity.    Вряд ли кого-то удивит, что именно эта пара сражалась оба дня за вершину подиума, выиграв по одной гонке «на брата» и в «Брэндс Хэтче». Причем для Дэйя его субботний триумф стал юбилейным – 25-м по счету, причем все исключительно в зачете PRO!

  Интересно, что, уступив в субботу своему визави, Хэйземанс оказался практически вне конкуренции в воскресенье. Победив в 10-й раз, представитель Нидерландов, мягко говоря, не совсем скромно провозгласил себя не иначе как «Король Лорис», буквально водрузив себе на голову корону!   Насчет коронации Хэйземанс, конечно, немного «погорячился». Куда уместнее ему было бы прозвище «профессора» или «гроссмейстера»! Дело в том, что уже после финиша в субботу Лорис признался о ключевом решении, принятом прямо по ходу гонки. 

  Видя, что он не может нагнать лидирующего израильтянина, он решил экономить резину!Дело в том, что в EuroNASCAR на один гоночный уик-энд, то есть сразу два этапа, дается лишь один комплект резины! 

  Иными словами, наиболее «свежей» она является в самом начале, на первой пятничной тренировке. Ввиду такой особенности, пилотам ничего не остается, как начинать думать об экономии покрышек с первых метров на трассе! А именно - насколько выкладываться, особенно на первой квалификации, а потом и всей первой гонке. 

  Так и поступил Хэйземанс, не став пытаться догнать лидирующего Дэйя, довольствуясь вторым местом в субботу… Но это мы забежали вперед.

  Главное, что именно с этими опытнейшими пилотами, причем не только с точки зрения «ЕвроНАСКАРа», как тот же действующий Чемпион EuroNASCAR 2 Витторио Гирелли, тоже перешедшим в PRO, но и в принципе в автоспорте, предстояло делить трассу Игорю Романову. И опыт украинца и близко не может сравниться ни с кем из участников зачета PRO...При этом Романову, как и всем остальным, тоже довелось думать об экономии резины, с одной лишь совершенно «небольшой» оговоркой. 

… и непростой трассой

 

  Подавляющее большинство соперников украинца знает «Брэндс Хэтч», что называется - «как свои пять». И это при том, что речь идет об одной из самых сложных трасс не только в Европе, но и во всем автоспортивном мире! При этом, если не считать прошлого года, европейский «НАСКАР» неизменно приезжает сюда с 2011-го года. И именно эта трасса является самой любимой для большинства его участников и неспроста.      Если не считать этапов EuroNASCAR на совсем микроскопическом импровизированном овале, обустроенном на паркинге во Франции и небольшого стационарного овала Raceway Venray, именно гонки на «Брэндс Хэтче» являются самыми близкими к овальному ДНК того самого NASCAR. Вместе с тем эта трасса бросает и свой, практический уникальный вызов.

  В ее короткой версии, которая именуется не иначе как Indy, эта дорожная трасса является наиболее приближенной в европейском автоспортивном мире к овалу – отсюда, собственно, и название.   При длине чуть менее двух километров конфигурация «Инди» состоит из всего шести поворотов, большинство из которых правые. Да, тут немного «не угадали», так как на овалах пилоты неизменно поворачивают налево. Тем не менее, большинство этих поворотов затяжные. Но, уникальным является даже не этот фактор.

  Самая большая изюминка «Брэндс Хэтча» - это перепады высот.Большинство пилотов сравнивает езду по конфигурации «Инди» не иначе как с «американскими горками», а первый послестартовый поворот этой трассы дает «фору» даже легендарной «Красной воде» бельгийского «Спа». 

  Более того, половина этих поворотов «слепые», когда на торможении пилот не видит его «апекса», не говоря уже о том, что происходит за ним. Особенно это касается подъемов перед вторым и последним поворотами.

  В длинной же конфигурации, которая именуется также незамысловато - «Гран При», пилоты уезжают буквально в лес, где если не считать «шпильки» с торможением перед ней, их не ждет ничего особенного… 

  Отчасти, именно эта особенность «Брэндс Хэтча» в его коротком варианте, а также и то, что эта трасса по современным меркам невероятно узкая, сыграли своего рода почти роковую роль в выступлении украинского пилота на ней, о чем позже.     Имея исключительно виртуальный опыт «Брэндс Хэтча», Романову было не до экономии резины и уже на первой тренировке он проехал 23 круга. Символично, именно последний из них оказался его быстрейшим – 53,6 секунды. Они оказались почти на 4 секунды хуже лучшего, который предсказуемо остался за Алоном Дэйем, не раз побеждавшего на этой трассе. Тем не менее, с учетом того, что Игорь впервые в жизни попал на «Брэндс Хэтч», не говоря о почти годовалом «простое», этим началом и сам Игорь, и его команда были довольны.

  На второй тренировке, проходившей в субботу утром Романов не ускорился, однако тоже самое касалось и лидеров. Более того, с учетом того самого фактора одного комплекта покрышек, можно сказать, что обычное улучшение времен по ходу гоночного уик-энда тут как бы «съедалось» ухудшением состояния покрышек.

  К примеру, лучшее время Дэйя утром в субботу оказалось лишь на 0,3 секунды быстрее, чем накануне. Квалификация же бросила дополнительный вызов в виде прошедшего перед ней дождя.

  Все лидеры, включая тех же Дэйя и Хэйземанса более чем половину квалификации отсиживались в боксах, предоставив другим участникам сушить трассу своими «сликами».

У Романова же не оставалось выбора, так как ему по-прежнему требовался навык на коварном и крайне непростом «Брэндс Хэтче».

  На середине квалификации за Игорем числилось 12-е время, однако как только асфальте появилась практически полностью сухая траектория, на трассу «вырулили» фавориты и квалификационные времена, естественно, начали падать как домино. «Поул» в итоге забирает Дэй, все же установив лучшее время уик-энда - 48,9 секунды.При этом на последних минутах квалификации образовался невероятный трафик, усложнявшийся влажными частями по бокам идеальной траектории. 

  В этих непростых условиях, одновременно, как пытаясь улучшиться, так и не мешать другим пилотам, особенно фаворитам, на предпоследней минуте квалификации Романов вылетает в гравийную ловушку в повороте имени Грэма Хилла.      Тем самым украинец непреднамеренно «остановил» сессию красными флагами, но всего за 70 секунд до ее запланированного окончания. А впереди Игоря ждали еще большие испытания!

Три куга отставания, но не без причины!

  Лучшее квалификационное время Романова составило 53,4 секунды, уступив «поулу» 4,5 секунды. С учетом состояния трассы и трафика когда она было в наиболее благоприятном состоянии, такой результат для Игоря был предсказуем – речь шла о EuroNASCAR PRO! К счастью, после очередного неожиданно налетевшего дождя во время квалификации зачета EuroNASCAR 2, к гонке профессионалов трасса высохла. 

  На первых кругах Игорь Романов держался в ритме впереди идущих пилотов, однако лидеры начали стремительно наращивать скорость. Увы, но именно тут свою роль сыграла та самая специфика «Брэндс Хэтча» в его конфигурации «Инди».

  При длине трассы менее двух километров, вскоре фавориты настигли украинского пилота и можно сказать, что после 12-го круга как таковая гонка, по крайней мере, в классическом понимании этого слова, для Романова закончилась.  Осознавая свою ответственность перед другими участниками, тем более фаворитами, да еще и EuroNASCAR PRO, Игорь не в коем случае не хотел им помешать. Но, не успел Романов пропустить их, как на него «насели» идущие в середине пелотона пилоты. А гуще, особенно в топ-10-ке этого заезда, разворачивались как самые большие баталии. Чтобы не мешать ей, украинцу ничего не оставалось, как периодически полностью уходить с траектории. 

  С учетом того, что к середине гонки два десятка «евронаскаров» растянулись по довольно короткой трассе, будучи «круговым», Романов попал в своего рода «порочный круг». 

Не успел Игорь пропустить тех, кто шел позади лидеров, как его вновь настигли фавориты, теперь уже на второй круг.

  Все это осложнилось тем фактом, что на машине Романова «опустилось» левое наружное зеркало – основное по которому пилот ориентируется в таких ситуациях. По заверениям самого Игоря, во внутреннем зеркале машины EuroNASCAR практически ничего не видно, ну а правое в данном случае было практически бесполезно. Романов пробовал было поправить зеркало, однако это было попросту не реально!  Таким образом, пропускать лидеров стало еще сложнее и временами Романов не только уходил с траектории заранее, но и потом элементарно не мог вернуться на нее попросту не видя, что происходит позади. Как минимум, украинец опасался возникновения аварийной ситуации, что было бы куда хуже во всех смыслах!...

  Не удивительно, что в итоге финишировав 19-м из 21 официально классифицированных, Романов уступил фаворитам три круга, которые успели обогнать на круг и более еще нескольких пилотов.Тем не менее, в этой невероятной «суматохе», ближе к финишу, Игорь успел установить свое лучшее время в гонке. 

  На 28-м круге он показал 52,9 секунды. Да, рекордному кругу победителя они уступили 3,3 секунды. Тем не менее, если взглянуть на протоколы первой гонки зачета EuroNASCAR 2, которая проходила в тех же погодных условиях, то этот показатель Романова уверенно входит в топ-15… Увы, но вторая гонка оказалась для украинца еще более непростой.

  Романов начал воскресную гонку более уверенно, успев повторить свое лучшее время накануне на первых же кругах. Однако уже на 9-м при понижении на 2-ю передачу «коробка» остается на «нейтралке». Причем происходит это прямо в повороте, что не могло не привести к вылету с трассы. Увы, за сим соревновательная часть для украинца закончилась.

  Игорь стал причиной первого появления «Сейфети кара», но далеко не последнего в этой гонке. На середине заезда вылетает еще один из участников.    На втором рестарте в борьбе с Хэйземансом ошибается уже и сам Алон Дэй, выбывая из борьбы, тогда как Лорис побеждает третий раз в этом году и 10-й в карьере. Ну а в конце гонки в гравийной ловушке оказывается еще один пилот, причем тоже украинец! По крайней мере – по происхождению.  Евгений Соколовский является уроженцем Одессы, но уже много лет живет в Германии. Он болеет NASCAR-ом не намного меньше, чем сам Романов, также как и Игорь, второй год выступая в европейском «НАСКАРе», причем сразу в двух зачетах!

P.S. или наоборот – начало?!

  Интересно, что «болезнь» Игоря этим видом гонок вылилась не только его участием в EuroNASCAR. Активная деятельность Романова в соцсетях, а также то, что он начал комментировать тот самый американский NASCAR на телевидении, начинает приносить и другие результаты.  Так в Англии украинца на беседу пригласил Президент EuroNASCAR Жером Галпин. И речь шла не много ни мало о том, чтобы сделать Романова «амбассадором» NASCAR в Украине и других постсоветских странах! Действительно, выступления украинца в европейском «НАСКАРе» могут завести его в совершенно новом и неожиданном направлении! Мы же в свою очередь обязательно будем и дальше следить за продвижением карьеры Романова как на гоночной трассе, так, возможно, и вне оной…

Вячеслав Щербина

Фото EuroNASCAR и Игоря Романова

 

РЕКЛАМА