Реформа образования расширяет возможности индивидуального обучения. Однако педагоги не очень рады перспективам. Работы у них прибавится, а по мнению некоторых, еще и создаст дополнительный риск для малокомплектных сельских школ. Ходят слухи, что, например, педагогический патронаж позволит закрыть сельские школы, но не в пользу опорных школ, а в пользу обучения на дому. EtCetera выяснял, оправданы ли опасения и выиграют ли дети.
ФАКТ. Министерство образования и науки Украины предлагает для общественного обсуждения проект приказа «О внесении изменений в Положение об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях». Свои предложения и замечания можно направлять в МОН до 10 декабря 2018 года.
ЧТО НОВОГО? Проект определяет три формы индивидуального обучения: экстернат, семейное (домашнее) обучение и педагогический патронаж. Если первая форма (экстернат) знакома украинцам давно, то остальные – в таком ключе описываются впервые. В документе указаны особенности получения образования этими способами, а также условия, необходимые для их внедрения.
ЭКСТЕРНАТ, как это было и раньше, доступен для детей, которые не могут посещать школу по уважительной причине: по состоянию здоровья, из-за пребывания за границей или на неконтролируемой территории, а также из-за опережения программы. В этом случае ребенок остается закреплен за конкретной школой. Он сдает контрольные и аттестуется, как и все остальные школьники, у него есть классный руководитель и учителя-предметники, которые проверяют его работы и выставляют оценки.
Для того чтобы перейти на СЕМЕЙНУЮ (ДОМАШНЮЮ) ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ, особые причины не нужны. Для этого родители или другие законные представители ребенка должны изъявить желание организовывать образовательный процесс самостоятельно. В этом случае ответственность за получение детьми образования на уровне не ниже государственных стандартов несут именно его родители (опекуны). Но оценивает такого ученика также обычная школа, просто в индивидуальном порядке.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАТРОНАЖ может быть организован для соискателей начального и базового среднего образования (до 9-го класса) в селах и поселках, когда количество учеников в классе менее 5 человек. Также он будет доступен для детей с инвалидностью и тех, кто по состоянию здоровья не может посещать школу. Эта форма обучения предполагает, что педагогические услуги ребенку будут оказывать школьные учителя, однако в том месте и том темпе, который будет удобен для этого ученика. Это может быть и место жительства ребенка, и место его лечения или реабилитации. Кроме того, патронаж предусматривает возможность периодического включения ребенка в работу класса.
ЧТО СТРАШНОГО? Домашняя форма обучения не вызвала бурных обсуждений среди учителей. В целом, это даже может помочь системе образования. Детей в классах станет меньше, а качество преподавания улучшится. А вот педагогический патронаж многих педагогов заставил задуматься о том, какие обязанности придется взять на себя в случае, если часть детей предпочтут именно этот вариант.
Во-первых, педагогический патронаж может стать «очком» в корзину оптимизации школьной сети. До этого единственным вариантом закрытия малокомплектных школ и классов была организация обучения детей в опорных школах и их подвоз на занятия и обратно. Теперь появился еще один предлог сэкономить средства на содержании школ. Ведь формально право на образования у детей не заберут и даже предоставят варианты для его реализации.
Во-вторых, эта форма обучения предусматривает «хождение» учителей по домам учеников. Хотя такая работа оценивается не так, как преподавание в классе, и нагрузка в этом случае рассчитывается по-другому, все равно для педагога это менее удобно, чем привычные школьные уроки.
Семьи с детьми, проживающие в селах, тоже понимают, что положительные моменты, которые несет документ для городских детей (все-таки в городе больше возможностей для организации индивидуального обучения), могут обернуться проблемами для сельских. Даже инициатива с опорными школами во многих населенных пунктах оказалась близкой к провалу – дети не могут добраться до школ в непогоду или когда транспорт на ремонте. Что уже говорить о варианте, когда ученики вовсе окажутся запертыми дома с редкими посещениями учителей.
Ознакомиться с проектом приказа можно ЗДЕСЬ.
Реформа образования расширяет возможности индивидуального обучения. Однако педагоги не очень рады перспективам. Работы у них прибавится, а по мнению некоторых, еще и создаст дополнительный риск для малокомплектных сельских школ. Ходят слухи, что, например, педагогический патронаж позволит закрыть сельские школы, но не в пользу опорных школ, а в пользу обучения на дому. EtCetera выяснял, оправданы ли опасения и выиграют ли дети.
ФАКТ. Министерство образования и науки Украины предлагает для общественного обсуждения проект приказа «О внесении изменений в Положение об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях». Свои предложения и замечания можно направлять в МОН до 10 декабря 2018 года.
ЧТО НОВОГО? Проект определяет три формы индивидуального обучения: экстернат, семейное (домашнее) обучение и педагогический патронаж. Если первая форма (экстернат) знакома украинцам давно, то остальные – в таком ключе описываются впервые. В документе указаны особенности получения образования этими способами, а также условия, необходимые для их внедрения.
ЭКСТЕРНАТ, как это было и раньше, доступен для детей, которые не могут посещать школу по уважительной причине: по состоянию здоровья, из-за пребывания за границей или на неконтролируемой территории, а также из-за опережения программы. В этом случае ребенок остается закреплен за конкретной школой. Он сдает контрольные и аттестуется, как и все остальные школьники, у него есть классный руководитель и учителя-предметники, которые проверяют его работы и выставляют оценки.
Для того чтобы перейти на СЕМЕЙНУЮ (ДОМАШНЮЮ) ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ, особые причины не нужны. Для этого родители или другие законные представители ребенка должны изъявить желание организовывать образовательный процесс самостоятельно. В этом случае ответственность за получение детьми образования на уровне не ниже государственных стандартов несут именно его родители (опекуны). Но оценивает такого ученика также обычная школа, просто в индивидуальном порядке.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАТРОНАЖ может быть организован для соискателей начального и базового среднего образования (до 9-го класса) в селах и поселках, когда количество учеников в классе менее 5 человек. Также он будет доступен для детей с инвалидностью и тех, кто по состоянию здоровья не может посещать школу. Эта форма обучения предполагает, что педагогические услуги ребенку будут оказывать школьные учителя, однако в том месте и том темпе, который будет удобен для этого ученика. Это может быть и место жительства ребенка, и место его лечения или реабилитации. Кроме того, патронаж предусматривает возможность периодического включения ребенка в работу класса.
ЧТО СТРАШНОГО? Домашняя форма обучения не вызвала бурных обсуждений среди учителей. В целом, это даже может помочь системе образования. Детей в классах станет меньше, а качество преподавания улучшится. А вот педагогический патронаж многих педагогов заставил задуматься о том, какие обязанности придется взять на себя в случае, если часть детей предпочтут именно этот вариант.
Во-первых, педагогический патронаж может стать «очком» в корзину оптимизации школьной сети. До этого единственным вариантом закрытия малокомплектных школ и классов была организация обучения детей в опорных школах и их подвоз на занятия и обратно. Теперь появился еще один предлог сэкономить средства на содержании школ. Ведь формально право на образования у детей не заберут и даже предоставят варианты для его реализации.
Во-вторых, эта форма обучения предусматривает «хождение» учителей по домам учеников. Хотя такая работа оценивается не так, как преподавание в классе, и нагрузка в этом случае рассчитывается по-другому, все равно для педагога это менее удобно, чем привычные школьные уроки.
Семьи с детьми, проживающие в селах, тоже понимают, что положительные моменты, которые несет документ для городских детей (все-таки в городе больше возможностей для организации индивидуального обучения), могут обернуться проблемами для сельских. Даже инициатива с опорными школами во многих населенных пунктах оказалась близкой к провалу – дети не могут добраться до школ в непогоду или когда транспорт на ремонте. Что уже говорить о варианте, когда ученики вовсе окажутся запертыми дома с редкими посещениями учителей.
Ознакомиться с проектом приказа можно ЗДЕСЬ.