Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное (GlavPost)

22 октября в рамках Киевской недели критики состоялось вручение ежегодной национальной премии кинокритиков Киноколо. За звание лучшего фильма соревновались три фестивальных хита украинского производства: Атлантида, Плохие дороги и Номера. Каждый из них в отдельности — достижение режиссерского таланта. Однако все они вместе — замечательный срез украинского кино, вращающегося вокруг драмы, как Земля вокруг Солнца.


РЕКЛАМА

Атлантида

Фильм Валентина Васяновича изначально казался главным фаворитом премии кинокритиков. И он вполне заслуженно победил. Наиболее раскрученная в профессиональном сообществе картина завоевала прошлой осенью гран-при секции Горизонты на Венецианском кинофестивале. Атлантида — это первая украинская лента, удостоенная такой награды.

После этого творческая группа показала картину на полусотне фестивалей и собрала еще четыре гран-при. И вот, наконец, Атлантиду сможет увидеть отечественная публика. А кто не сделает этого в рамках Киевской недели критики, будет ждать ноября, когда она выйдет в украинский прокат. К слову, произойдет это более чем через год после премьеры в Венеции.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное


РЕКЛАМА

Но захочет ли общественность проголосовать гривной за этот фильм, даже несмотря на то, что он будет представлять Украину на следующем Оскаре?

Сюжет Атлантиды рассказывает о выдуманном 2025, спустя год после того, как война с Россией закончилась победой нашего государства. И такая, казалось бы, положительная завязка на самом деле дает старт весьма трагическому поиску жизни в опустошенных землях.

Главные герои, оставшиеся жить и работать в изувеченном Донбассе, цепляются за обыденность в тщетных попытках привести в порядок край, душа которого разлетелась на тысячи осколков снарядов и сотни тысяч пустых гильз.

Заводы закрываются, а люди и государство по-прежнему не могут разобраться с отмирающими профессиями. Бывшие воины устраиваются простыми рабочими или водителями, самостоятельно переживая ПТСР. А археологи занимаются поиском и эксгумацией жертв войны.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

На этом крайне неприятном фоне зарождается любовь главных героев, такая же надрывно трагическая, как и окружающая их действительность.

Согласитесь, не каждый рядовой зритель захочет окунуться в такую ​​печальную действительность. Тем более на афише не будет знакомых имен актеров, потому что все роли исполнили непрофессионалы — волонтеры, ветераны АТО, бойцы ВСУ.

Одного из главных персонажей сыграл Андрей Рымарук — бывший разведчик, который сейчас работает в фонде Вернись живым.

Однако, этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради постановки самого высокого уровня. Статическая камера становится словно приоткрытым окном в тот вымышленный мир 2025 года. Герои каждой сцены, часто не только люди, но и бульдозеры, гаубицы, железнодорожные вагоны, словно участники балета, выверенными движениями перемещаются в длинном кадре под бдительным взором Валентина Васяновича. Это как набор видеооткрыток, хоть и печальных, но очень красивых.

Плохие дороги

Второй фаворит премии — драма Плохие дороги от Натальи Ворожбит. Наталья прежде всего известна как сценарист и драматург. Она работала над сериалом Школа с Валерией Гай Германикой и отечественными фильмами Киборги и Дикое поле.

Плохие дороги — это экранизация пьесы Ворожбит 2016 года и одновременно ее дебют как режиссера полнометражного кино.

Фильм скомпонован из четырех новелл, события которых происходят на Востоке в течение 2015 года. Место действия определяет общий эмоциональный окрас. Каждая из новелл раскрывает неприятные стороны жизни региона во время гибридной войны.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Это и пьяные директора школ, пытающихся жить по принципу “и нашим, и вашим”, и школьницы, встречающиеся с военнослужащими как единственными платежеспособными мужчинами региона, и пророссийские боевики, берущие в плен украинок, чтобы насиловать и издеваться.

Это не первая лента об ужасах войны, за последние годы мы их увидели немало. Но именно Ворожбит удалось так мастерски показать нечеловеческие испытания, выпавшие на долю Украины, что и смотреть страшно, и отвернуться не можешь.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Особенно врезается в память новелла о боевика и его заложнице, над которой он издевается потому, что так принято, ведь он ее враг. А сам оказывается не менее изувеченным войной, в отчаянии признает, что теряет человеческий облик, и мечтает вернуть все назад.

За свою работу команда фильма в этом году получила премию Circolo del Cinema di Verona недели критики Венецианского кинофестиваля как за наиболее инновационный фильм. Украинские же зрители смогут увидеть ее в рамках фестиваля Киевская неделя критики или в прокате в начале 2021 года.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Номера

Антиутопия Номера Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева отличается от двух предыдущих картин местом действия. Эта ироническая трагикомедия происходит в вымышленном камерном мире, где общество живет без имен и ранжировано по номерам.

Во главе всего стоит божество — Ноль. А десять его последователей, от первого до десятой, живут жизнью причудливых соревнований, ежедневно начиная мнимым стартом и заканчивая не менее бессмысленным финишем. Все потому, что так было принято всегда и описано в Правилах, спущенных сверху Нулем.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Это, как и у Ворожбит, киноадаптация пьесы, которую Сенцов написал почти 10 лет назад. Однако актуальности она не потеряла, и когда режиссер попал за решетку в России, он дистанционно работал над превращением пьесы в кино. Ахтем Сеитаблаев стал его сорежиссером и занимался съемками в Украине.

Фильм Номера, отсылая к советскому авторитаризму, изображает заключенное общество, выполняющее священные для них правила, которые любому внешнему наблюдателю покажутся глупостью.

Однако когда у части общества зарождается критическое мышление и возникают вопросы, сопротивление социума оказывается не меньшим, чем самой системы власти.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Номера вышли ироничной пьесой, которая хоть и попала на большие экраны, от своих корней не избавилась. Отсюда и совершенно театральная камерность и декорации, и слишком эмоциональная игра актеров.

Мировая премьера фильма состоялась в рамках программы специальных показов Berlinale Special Берлинского кинофестиваля, а в украинский прокат Номера попадут 19 ноября.

Все будет драма

Тройка фаворитов премии Киноколо могла бы стать хорошей визуализацией 2020 года. Мол, какой год, такое и кино, ничего положительного ждать не приходится.

Однако украинские фильмы, получающие признание на международных фестивалях, и раньше тяготели к драме, которую в народе называют “чернухой”. Широкая публика такие фильмы часто игнорирует, потому что и так жизнь трудная, зачем еще и в кино забивать голову печальными мыслями.

В лидерах же просмотров вторичные комедии с плоским юмором или мелодраматические сериалы на телевидении. Но почему же так случилось, что сильные режиссеры и выдающиеся картины в Украине появляются преимущественно в узкой драматической плоскости такого разнопланового мира кинематографа?

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Главная проблема — в сценаристах, дефицит которых мы не можем преодолеть за все годы независимости. У нас так и не появилось институтов сферы кинопроизводства, готовящих, возможно, самую важную профессию для кино.

Как говорил Хичкок, чтобы сделать великий фильм, нужно три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.

Однако на хорошего сценариста не выучишься в украинском ВУЗе. Не станешь им и на телевидении, где половина сериалов просто скопирована с зарубежных, а другая половина является банальной мыльной оперой. Где же здесь набраться опыта? Поэтому и получается, что оригинальные идеи появляются разве что в театре, да и то лишь там, где современная сцена смогла вытеснить классические спектакли.

Читайте: Бесславные ублюдки. 4 сериала о нетипичных супергероях

Автором же главных фильмов страны последних лет вообще выступила война на Востоке. И нынешний победитель премии Киноколо фильм Атлантида, и Плохие дороги основаны на реальных историях из Донбасса. Можно вспомнить и драму Забытые Дарьи Онищенко, которая также боролась за звание лучшего фильма этого года. Или фестивально успешный Донбасс Сергея Лозницы — лучший фильм 2018 года по версии украинских кинокритиков.

Жизнь в драме, или почему украинское кино такое печальное

Все эти ленты вдохновлены войной, написаны трагической судьбой людей, попавших в жернова вооруженного конфликта. Их авторы собрали и переосмыслили реальные истории. Поэтому пока в Украине не появится система, позволяющая готовить сценаристов, мы будем обречены прибегать к воспроизводству и рефлексии нарратива, написанного не нами.

Будем страданиями украинцев на экране перекрывать отсутствие оригинальных историй и персонажей, которым захочется сопереживать, а не только сочувствовать. Так и будем жить на двух полюсах — авторских фестивальных драм и пустых телевизионных развлекательных продуктов.

Дмитрий Сидоренко

 

Фото предоставлены организатором фестиваля Киевская неделя критики — компанией Артхаус Трафик.

РЕКЛАМА