Неожиданно: цифровые технологии вредят памяти и уменьшают объем мозга

Век цифровых технологий – испытание для нашей памяти. Возможность найти любую информацию в Интернете уменьшает нашу способность к запоминанию и приводит к изменению структуры мозга.

ЭФФЕКТ ГУГЛА. Сегодня все, что нам нужно знать, доступно в Интернете. Именно поэтому люди все меньше стремятся запоминать важную информацию. В мире науки этот феномен известен как «Эффект Гугла». Он был открыт в 2011 году Дэниэлем Вегнером из Гарвардского университета (США). Ученый провел эксперимент, попросив испытуемых напечатать на компьютере 40 простых фактов. При этом одну группу участников Вегнер попросил запомнить написанное, а от второй этого не требовалось.

Кроме того, одним испытуемым сказали, что их работа будет сохранена, другим – что фразы будут сразу же стерты. В конце теста участников попросили воспроизвести то, что они только что напечатали.

Лучшие результаты по запоминанию показали участники, которым сказали, что их тексты будут уничтожены.

Вегнер пришел к выводу, что люди не пытаются сохранять в памяти факты, которые могут быть записаны и сохранены. Так происходит потому, что мозг не хочет утруждаться и запоминать то, что легко можно восстановить. Например, «нагуглить».

ПОСЛЕДСТВИЯ. «Эффект Гугла», в свою очередь, приводит к другому феномену, известному как «эффект Даннинга-Крюгера». Суть его в том, что менее компетентные люди, как правило, имеют более высокое мнение о собственных знаниях, поскольку воспринимают информацию поверхностно и не видят нюансов.

И наоборот, более компетентные люди лучше понимают, сколь многого еще не знают или не умеют. Поэтому они склонны приуменьшать свои способности.

Таким образом, обилие и доступность «разжеванной» и упрощенной информации в Интернете приводит к тому, что миллионы людей ошибочно полагают, что хорошо разбираются в темах, которые в доцифровую эпоху были уделом специалистов. Результатом становится падение авторитета последних (например, медиков и экономистов), а также склонность принимать менее взвешенные решения.

ЦИФРОВАЯ АМНЕЗИЯ. Исследования Массачусетского технологического университета показали, что поколение «миллениалов», родившихся между 1981 и 2000 годами, имеет намного худшую память, чем представители старших поколений.С каждым новым поколением проблема будет усугубляться – предупреждают ученые.

Кроме того, в США школьники демонстрируют низкие результаты по предметам, в которых требуется абстрактное мышление или хорошая память. Больше всего «страдают» математика и география.

Например, когда Россия вторглась в Украину, журналисты газеты Washington Post провели опрос, по итогам которого оказалось, что лишь один из шести американцев знает, где находится Украина. Другой опрос показал, что более 70% «миллениалов» не помнят наизусть номера телефонов своих детей, а 49% не смогли назвать номер своего партнера.

В то же время люди, выросшие во времена стационарных телефонов, могут помнить свои домашние номера по прошествии многих лет.

УЩЕРБ. Ученые считают, что ухудшение памяти может нанести вред здоровью, снизить удовлетворенность от жизни и даже привести к падению доходов.

За обучение и запоминание отвечает структурная часть мозга – гиппокамп. Если человек не задействует его, то количество нервных клеток в нем уменьшается.

Именно это происходит сейчас на уровне поколений – объем гиппокампа уменьшается у большинства молодых людей. К счастью, эти изменения обратимы. При тренировке памяти и снижении уровня стресса количество клеток в гиппокампе начинает расти.

Век цифровых технологий – испытание для нашей памяти. Возможность найти любую информацию в Интернете уменьшает нашу способность к запоминанию и приводит к изменению структуры мозга.

ЭФФЕКТ ГУГЛА. Сегодня все, что нам нужно знать, доступно в Интернете. Именно поэтому люди все меньше стремятся запоминать важную информацию. В мире науки этот феномен известен как «Эффект Гугла». Он был открыт в 2011 году Дэниэлем Вегнером из Гарвардского университета (США). Ученый провел эксперимент, попросив испытуемых напечатать на компьютере 40 простых фактов. При этом одну группу участников Вегнер попросил запомнить написанное, а от второй этого не требовалось.

Кроме того, одним испытуемым сказали, что их работа будет сохранена, другим – что фразы будут сразу же стерты. В конце теста участников попросили воспроизвести то, что они только что напечатали.

Лучшие результаты по запоминанию показали участники, которым сказали, что их тексты будут уничтожены.

Вегнер пришел к выводу, что люди не пытаются сохранять в памяти факты, которые могут быть записаны и сохранены. Так происходит потому, что мозг не хочет утруждаться и запоминать то, что легко можно восстановить. Например, «нагуглить».

ПОСЛЕДСТВИЯ. «Эффект Гугла», в свою очередь, приводит к другому феномену, известному как «эффект Даннинга-Крюгера». Суть его в том, что менее компетентные люди, как правило, имеют более высокое мнение о собственных знаниях, поскольку воспринимают информацию поверхностно и не видят нюансов.

И наоборот, более компетентные люди лучше понимают, сколь многого еще не знают или не умеют. Поэтому они склонны приуменьшать свои способности.

Таким образом, обилие и доступность «разжеванной» и упрощенной информации в Интернете приводит к тому, что миллионы людей ошибочно полагают, что хорошо разбираются в темах, которые в доцифровую эпоху были уделом специалистов. Результатом становится падение авторитета последних (например, медиков и экономистов), а также склонность принимать менее взвешенные решения.

ЦИФРОВАЯ АМНЕЗИЯ. Исследования Массачусетского технологического университета показали, что поколение «миллениалов», родившихся между 1981 и 2000 годами, имеет намного худшую память, чем представители старших поколений.С каждым новым поколением проблема будет усугубляться – предупреждают ученые.

Кроме того, в США школьники демонстрируют низкие результаты по предметам, в которых требуется абстрактное мышление или хорошая память. Больше всего «страдают» математика и география.

Например, когда Россия вторглась в Украину, журналисты газеты Washington Post провели опрос, по итогам которого оказалось, что лишь один из шести американцев знает, где находится Украина. Другой опрос показал, что более 70% «миллениалов» не помнят наизусть номера телефонов своих детей, а 49% не смогли назвать номер своего партнера.

В то же время люди, выросшие во времена стационарных телефонов, могут помнить свои домашние номера по прошествии многих лет.

УЩЕРБ. Ученые считают, что ухудшение памяти может нанести вред здоровью, снизить удовлетворенность от жизни и даже привести к падению доходов.

За обучение и запоминание отвечает структурная часть мозга – гиппокамп. Если человек не задействует его, то количество нервных клеток в нем уменьшается.

Именно это происходит сейчас на уровне поколений – объем гиппокампа уменьшается у большинства молодых людей. К счастью, эти изменения обратимы. При тренировке памяти и снижении уровня стресса количество клеток в гиппокампе начинает расти.