Родители первоклассников: что не так с новой украинской школой?

Подходит к концу первое полугодие функционирования Новой украинской школы на государственном уровне (в прошлом учебном году проект пилотировался в 100 школах страны – сегодня это 2-е классы НУШ). EtCetera выяснял, довольны ли реформой родители украинских первоклассников и удалось ли Минобразования выполнить обещанное.

ПАРТЫ. Идея со «свободной планировкой» класса оказалась хорошей только в качестве идеи. Ее реализация чаще всего невозможна из-за большого количества детей. Суть одиночных парт в том, что их можно переставлять как угодно, исходя из потребностей занятия. Они компактные и мобильные – можно сдвинуть для работы в группах, можно расставить кругом. Но когда в классе 35 человек и 35 парт, сделать это уже не представляется возможным.

Судя по рассказам родителей, есть два основных варианта их расстановки: рядами по одной (тогда дети с трудом проходят между ними и свободного пространства в классе нет вообще) и рядами по две, сдвинутые вместе (то есть так же, как было с обычными партами). Из-за этого места для коврика (зоны отдыха) мало или нет совсем.

В результате «мебельной реформы» в классах, где одновременно учатся 30 и более учеников, нет возможности свободно передвигаться на переменах.

Кроме того, многие украинские школы получили новые парты спустя 2-3 и даже 5 месяцев учебного года, хотя дети должны были сидеть за ними с 1 сентября. Качество парт устраивает не всех – где-то не регулируется высота под рост ребенка, где-то из-за большого наклона столешницы занятия творчеством и работа с Лего (так называемые «шесть кирпичиков») стала невозможной, так как детали соскальзывают на пол.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, согласно новым правилам, задавать не должны. Но, по отзывам родителей, они все же есть (письмо, чтение, иностранный язык и математические упражнения). Ведь за 35 минут урока учитель не может уделить каждому из 30-35 учеников достаточно внимания, а полученные знания нужно закрепить – отработать технику письма и чтения или просто закончить то, что не успели в классе. И хотя педагоги всякий раз подчеркивают, что такие домашние задания не обязательны и могут выполняться на усмотрение родителей и по желанию детей, по факту без их выполнения никак нельзя, иначе ребенок будет отставать от одноклассников.

Родители признаются, что и сами дают детям задания для тренировки, так как беспокоятся, что программа слишком легкая и не согласуется с темпами развития ребенка. Особенно, когда в классе одновременно учатся дети с разным уровнем знаний – те, кто посещал подготовку, и те, кто до школы ни читать, ни писать не научился.

НОВЫЙ ФОРМАТ. То, что отличает НУШ от обычной школы – много творчества, внимание к личным переживаниям и чувствам каждого и настрой на позитив – также удалось реализовать не всем. Родители жалуются, что учителя противятся рекомендациям новой программы: не практикуют «утренний круг», групповую работу, не выводят детей на улицу даже для занятий физкультурой в теплое время года, не используют новые технологии на уроках. Иногда причина – в отсутствии финансирования и необходимых инструментов (ноутбука ли интерактивной доски), но чаще всего причина – в позиции учителя.

УЧИТЕЛЬ. Как и отмечала министр образования Лилия Гриневич, учитель – это ключевая фигура НУШ, без которой реформа не может состояться. И опыт полугода нового формата обучения в Украине это только подтвердил. Родители, которые положительно отзываются об учебном процессе и чьи дети с удовольствием идут в школу, говорят о харизме своего педагога, его готовности воспринимать новое и внедрять необычные методики преподавания. Такие педагоги находят возможность по-новому расставить парты, научить детей работать в формате проектов, организовывать необычные и интересные активности как на уроках, так и во внеурочное время.

Киевлянка Екатерина Ковалец, чья дочь, отучившись в обычном 1-м классе, перешла во 2-й класс НУШ, в комментарии EtCetera рассказала, что разница в форматах обучения оказалась существенная. По ее словам, старая школа ее дочери ничем не отличалась от той, которую она сама закончила около 15 лет назад.

Екатерина КОВАЛЕЦ, мама второклассницы:

Там было не плохо, но и не хорошо: обычный класс, фонды, оценки, не всегда адекватные требования. В новой школе я в первые недели все время ждала подвоха – думала, что такого не бывает. Ребенку все интересно – она приходит домой и с восторгом в глазах рассказывает о том, что делала в течение дня. Думаю, что все благодаря учительнице. Я была удивлена тому, как она общается с детьми, с родителями. Она ориентирована на партнерство, очень доброжелательна и открыта.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НУШ НЕ РАДУЕТ? Дети в украинских школах учатся не только по программе НУШ. Поэтому, если родители имеют претензии не к организации учебного процесса, школе или учителю, то есть смысл перевести ребенка в класс, где учатся, например, по программе «Интеллект». Она сложнее и рассчитана на детей со способностями выше средних. Эта программа должна удовлетворить потребности детей, которым в НУШ скучно именно из-за простоты программы.

Однако чаще всего родители и дети сталкиваются с тем, что к новому формату обучения не готова материально-техническая база школы и сам учитель. В этом случае следует обратиться к директору заведения образования и выяснить, от кого зависят сроки оборудования класса под нужды НУШ, и узнать, прошел ли учитель переподготовку, чтобы преподавать в рамках реформы.

Срыв сроков поставок новой мебели и гаджетов для занятий может послужить поводом обращения в Министерство образования. А вопрос использования красной пасты (ее советовали заменить на зеленую при проверке детских работ), проведения занятий в новом формате и толерантного отношения к ученикам можно решить лично с учителем.

Подходит к концу первое полугодие функционирования Новой украинской школы на государственном уровне (в прошлом учебном году проект пилотировался в 100 школах страны – сегодня это 2-е классы НУШ). EtCetera выяснял, довольны ли реформой родители украинских первоклассников и удалось ли Минобразования выполнить обещанное.

ПАРТЫ. Идея со «свободной планировкой» класса оказалась хорошей только в качестве идеи. Ее реализация чаще всего невозможна из-за большого количества детей. Суть одиночных парт в том, что их можно переставлять как угодно, исходя из потребностей занятия. Они компактные и мобильные – можно сдвинуть для работы в группах, можно расставить кругом. Но когда в классе 35 человек и 35 парт, сделать это уже не представляется возможным.

Судя по рассказам родителей, есть два основных варианта их расстановки: рядами по одной (тогда дети с трудом проходят между ними и свободного пространства в классе нет вообще) и рядами по две, сдвинутые вместе (то есть так же, как было с обычными партами). Из-за этого места для коврика (зоны отдыха) мало или нет совсем.

В результате «мебельной реформы» в классах, где одновременно учатся 30 и более учеников, нет возможности свободно передвигаться на переменах.

Кроме того, многие украинские школы получили новые парты спустя 2-3 и даже 5 месяцев учебного года, хотя дети должны были сидеть за ними с 1 сентября. Качество парт устраивает не всех – где-то не регулируется высота под рост ребенка, где-то из-за большого наклона столешницы занятия творчеством и работа с Лего (так называемые «шесть кирпичиков») стала невозможной, так как детали соскальзывают на пол.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, согласно новым правилам, задавать не должны. Но, по отзывам родителей, они все же есть (письмо, чтение, иностранный язык и математические упражнения). Ведь за 35 минут урока учитель не может уделить каждому из 30-35 учеников достаточно внимания, а полученные знания нужно закрепить – отработать технику письма и чтения или просто закончить то, что не успели в классе. И хотя педагоги всякий раз подчеркивают, что такие домашние задания не обязательны и могут выполняться на усмотрение родителей и по желанию детей, по факту без их выполнения никак нельзя, иначе ребенок будет отставать от одноклассников.

Родители признаются, что и сами дают детям задания для тренировки, так как беспокоятся, что программа слишком легкая и не согласуется с темпами развития ребенка. Особенно, когда в классе одновременно учатся дети с разным уровнем знаний – те, кто посещал подготовку, и те, кто до школы ни читать, ни писать не научился.

НОВЫЙ ФОРМАТ. То, что отличает НУШ от обычной школы – много творчества, внимание к личным переживаниям и чувствам каждого и настрой на позитив – также удалось реализовать не всем. Родители жалуются, что учителя противятся рекомендациям новой программы: не практикуют «утренний круг», групповую работу, не выводят детей на улицу даже для занятий физкультурой в теплое время года, не используют новые технологии на уроках. Иногда причина – в отсутствии финансирования и необходимых инструментов (ноутбука ли интерактивной доски), но чаще всего причина – в позиции учителя.

УЧИТЕЛЬ. Как и отмечала министр образования Лилия Гриневич, учитель – это ключевая фигура НУШ, без которой реформа не может состояться. И опыт полугода нового формата обучения в Украине это только подтвердил. Родители, которые положительно отзываются об учебном процессе и чьи дети с удовольствием идут в школу, говорят о харизме своего педагога, его готовности воспринимать новое и внедрять необычные методики преподавания. Такие педагоги находят возможность по-новому расставить парты, научить детей работать в формате проектов, организовывать необычные и интересные активности как на уроках, так и во внеурочное время.

Киевлянка Екатерина Ковалец, чья дочь, отучившись в обычном 1-м классе, перешла во 2-й класс НУШ, в комментарии EtCetera рассказала, что разница в форматах обучения оказалась существенная. По ее словам, старая школа ее дочери ничем не отличалась от той, которую она сама закончила около 15 лет назад.

Екатерина КОВАЛЕЦ, мама второклассницы:

Там было не плохо, но и не хорошо: обычный класс, фонды, оценки, не всегда адекватные требования. В новой школе я в первые недели все время ждала подвоха – думала, что такого не бывает. Ребенку все интересно – она приходит домой и с восторгом в глазах рассказывает о том, что делала в течение дня. Думаю, что все благодаря учительнице. Я была удивлена тому, как она общается с детьми, с родителями. Она ориентирована на партнерство, очень доброжелательна и открыта.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НУШ НЕ РАДУЕТ? Дети в украинских школах учатся не только по программе НУШ. Поэтому, если родители имеют претензии не к организации учебного процесса, школе или учителю, то есть смысл перевести ребенка в класс, где учатся, например, по программе «Интеллект». Она сложнее и рассчитана на детей со способностями выше средних. Эта программа должна удовлетворить потребности детей, которым в НУШ скучно именно из-за простоты программы.

Однако чаще всего родители и дети сталкиваются с тем, что к новому формату обучения не готова материально-техническая база школы и сам учитель. В этом случае следует обратиться к директору заведения образования и выяснить, от кого зависят сроки оборудования класса под нужды НУШ, и узнать, прошел ли учитель переподготовку, чтобы преподавать в рамках реформы.

Срыв сроков поставок новой мебели и гаджетов для занятий может послужить поводом обращения в Министерство образования. А вопрос использования красной пасты (ее советовали заменить на зеленую при проверке детских работ), проведения занятий в новом формате и толерантного отношения к ученикам можно решить лично с учителем.