Руководитель отдела образования в ОЭСР и руководитель программы PISA Андреас Шлейхер рассказал о самых больших социальных, экономических, политических и технологических вызовах для школ во всем мире.
1 РАЗРЫВ В БЛАГОСОСТОЯНИИ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. Разрыв между самыми богатыми и бедными увеличивается. Это неравенство уже на пороге школ. В странах ОЭСР 10% самых богатых имеют доход в 10 раз больше, чем 10% самых бедных. Как такое экономическое неравенство будет соотноситься с призывом к школам обеспечить справедливый доступ к образовательным возможностям?
2 УВЕЛИЧЕНИЕ АЗИАТСКОГО ПРИСУТСТВИЯ. Благосостояние людей в Азии растет, хоть и неравномерно. Китай и Индия могут сформировать новый глобальный средний класс. Как изменится мировая экономика, когда наиболее образованное население будет из Азии, а не из Северной Америки и Европы? Как школы должны будут подстраиваться под этих новых богатых потребителей? И будут ли университеты готовы расширяться, чтобы удовлетворить гораздо больший спрос?
3 РОСТ МИГРАЦИИ. Мобильность населения приносит культурное разнообразие, энергию и амбиции вновь прибывших, но она также создает проблемы для школ: поддержка мигрантов, их идентичность и интеграция, роль школы в обучении общим ценностям.
4 ТРУДНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ будут большой проблемой для систем образования. Кто должен платить за большее количество студентов, поступающих в университет? И что происходит, когда финансирование необходимо сокращать?
5 ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ объединяют людей, но одновременно делают мир более изменчивым и неопределенным. Когда новости и информация настраиваются для нас с помощью алгоритмов, люди слышат только единомышленников и защищены от противоположных взглядов. Как школы и университеты будут ориентироваться на более открытый подход к идеям?
6 РОБОТИЗАЦИЯ. Системы образования должны вооружать молодых людей навыками, которые можно адаптировать и обновлять для меняющегося рынка труда. Но есть далеко идущие вопросы о том, как развивать человеческие таланты, которые не поддаются роботизации. Как сделать так, чтобы человеческие качества, такие как воображение, чувство ответственности и эмоциональное осознание, использовались наряду с вычислительной мощью искусственного интеллекта?
7 ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ. Ожидаемая продолжительность жизни увеличивается, и взрослые люди все чаще нуждаются в переподготовке, чтобы соответствовать требованиям рынка труда. Параллельно исчезает такое явление, как «работа на всю жизнь», поэтому переподготовка становится еще более актуальной.
8 ОНЛАЙН ИЛИ ОФЛАЙН? В некоторых странах количество времени, проведенного онлайн 15-летними, за три года удвоилось. Многие подростки говорят, что им плохо, если они отключены от интернета.
Какую роль присутствие детей в сети должно играть в обучении? Как уменьшить его негативные последствия, такие как киберзапугивание или потеря конфиденциальности?
9 УЧЕБНЫЕ ЦЕННОСТИ. Все ожидают, что школы будут преподавать ценности. Но кто в мире, который становится все более поляризованным, решает, каким ценностям следует учить? Цифровой мир позволил большему количеству людей высказать свое мнение, но это не гарантирует, что они смогут получить доступ к надежной и взвешенной информации или захотят выслушать других. Как отделять факты от вымысла? Как школы должны учить видеть разницу между мнением и объективной информацией? Является ли работа школ политически нейтральной или они продвигают конкретные идеи и способы мышления?
10 ДАЖЕ НЕ В НАЧАЛЬНОЙ ТОЧКЕ. Для сотен миллионов самых бедных детей в мире, особенно в странах Африки к югу от Сахары, эти проблемы не будут иметь значения. Эти дети даже не имеют доступа к школе или получают образование самого низкого качества. А в целом, по данным ООН, около 260 миллионов человек лишились возможности закончить начальную и среднюю школу.
Источник: ВВС
Руководитель отдела образования в ОЭСР и руководитель программы PISA Андреас Шлейхер рассказал о самых больших социальных, экономических, политических и технологических вызовах для школ во всем мире.
1 РАЗРЫВ В БЛАГОСОСТОЯНИИ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. Разрыв между самыми богатыми и бедными увеличивается. Это неравенство уже на пороге школ. В странах ОЭСР 10% самых богатых имеют доход в 10 раз больше, чем 10% самых бедных. Как такое экономическое неравенство будет соотноситься с призывом к школам обеспечить справедливый доступ к образовательным возможностям?
2 УВЕЛИЧЕНИЕ АЗИАТСКОГО ПРИСУТСТВИЯ. Благосостояние людей в Азии растет, хоть и неравномерно. Китай и Индия могут сформировать новый глобальный средний класс. Как изменится мировая экономика, когда наиболее образованное население будет из Азии, а не из Северной Америки и Европы? Как школы должны будут подстраиваться под этих новых богатых потребителей? И будут ли университеты готовы расширяться, чтобы удовлетворить гораздо больший спрос?
3 РОСТ МИГРАЦИИ. Мобильность населения приносит культурное разнообразие, энергию и амбиции вновь прибывших, но она также создает проблемы для школ: поддержка мигрантов, их идентичность и интеграция, роль школы в обучении общим ценностям.
4 ТРУДНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ будут большой проблемой для систем образования. Кто должен платить за большее количество студентов, поступающих в университет? И что происходит, когда финансирование необходимо сокращать?
5 ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ объединяют людей, но одновременно делают мир более изменчивым и неопределенным. Когда новости и информация настраиваются для нас с помощью алгоритмов, люди слышат только единомышленников и защищены от противоположных взглядов. Как школы и университеты будут ориентироваться на более открытый подход к идеям?
6 РОБОТИЗАЦИЯ. Системы образования должны вооружать молодых людей навыками, которые можно адаптировать и обновлять для меняющегося рынка труда. Но есть далеко идущие вопросы о том, как развивать человеческие таланты, которые не поддаются роботизации. Как сделать так, чтобы человеческие качества, такие как воображение, чувство ответственности и эмоциональное осознание, использовались наряду с вычислительной мощью искусственного интеллекта?
7 ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ. Ожидаемая продолжительность жизни увеличивается, и взрослые люди все чаще нуждаются в переподготовке, чтобы соответствовать требованиям рынка труда. Параллельно исчезает такое явление, как «работа на всю жизнь», поэтому переподготовка становится еще более актуальной.
8 ОНЛАЙН ИЛИ ОФЛАЙН? В некоторых странах количество времени, проведенного онлайн 15-летними, за три года удвоилось. Многие подростки говорят, что им плохо, если они отключены от интернета.
Какую роль присутствие детей в сети должно играть в обучении? Как уменьшить его негативные последствия, такие как киберзапугивание или потеря конфиденциальности?
9 УЧЕБНЫЕ ЦЕННОСТИ. Все ожидают, что школы будут преподавать ценности. Но кто в мире, который становится все более поляризованным, решает, каким ценностям следует учить? Цифровой мир позволил большему количеству людей высказать свое мнение, но это не гарантирует, что они смогут получить доступ к надежной и взвешенной информации или захотят выслушать других. Как отделять факты от вымысла? Как школы должны учить видеть разницу между мнением и объективной информацией? Является ли работа школ политически нейтральной или они продвигают конкретные идеи и способы мышления?
10 ДАЖЕ НЕ В НАЧАЛЬНОЙ ТОЧКЕ. Для сотен миллионов самых бедных детей в мире, особенно в странах Африки к югу от Сахары, эти проблемы не будут иметь значения. Эти дети даже не имеют доступа к школе или получают образование самого низкого качества. А в целом, по данным ООН, около 260 миллионов человек лишились возможности закончить начальную и среднюю школу.
Источник: ВВС