Евроинтеграция в Раде: ударная неделя после критики ЕС
Верховная Рада, похоже идет на рекорд - на этой неделе запланирована на рассмотрение сессии безумное количество евроинтеграционных законопроектов. Тенденция новая и вызывает оптимизм, но произошло это только после сокрушительной критики, прозвучавшей в адрес украинского парламента из Евросоюза. Итак, в конце прошлой недели глава представительства Европейского Союза в Украине Хюг Мингарелли подверг резкой критике работу законодательного органа, где через определенные интересы блокируется процесс реформ. "Когда мы пытаемся проверить гармонизации украинского законодательства с ЕС, мы понимаем, что в профильных министерствах законопроекты уже созданы, они зарегистрированы в Раде, но глава комитета Совета решил не двигаться вперед из-за наличия собственных интересов, и он не хочет способствовать реформам", - отметил Мингарелли. Не исключено, что такой "проевропейский" повестку дня на этой пленарной неделе является определенным ответом нашим партнерам в ЕС. Конечно, есть сомнение, что ударными темпами удастся проголосовать законопроекты, разработанные во исполнение Соглашения об ассоциации, но уже полгода-год лежат в ВР. Кстати, Парламентская экспертная группа уже неоднократно заявляла, что средний срок принятия одного важного евроинтеграционного закона растянулся на год, что недопустимо. Надеемся, что критика со стороны ЕС положительно повлияет на ситуацию. Первоначально необходимо принять постановление ВР об обращении в Европейский парламент о введении дополнительных торговых преференций ЕС товарам, происхождением из Украины №6517, поскольку в самом ЕС процесс улучшения доступа украинских экспортеров на рынок ЕС сдвинулся с места. В частности, 6 июня послы стран ЕС достигли соглашения относительно временных автономных торговых мер в пользу Украины. В Минэкономразвития ожидают окончательного решения ЕС о предоставлении Украине дополнительных торговых преференций до саммита Украина-ЕС, который состоится 13 июля. Поэтому соответствующее постановление украинский парламент должен принять как можно быстрее, ведь это отвечает интересам отечественных производителей. Остановимся на нескольких принципиальных законопроектах, которые имеют отношение к евроинтеграции и на этой неделе запланированы к рассмотрению. Прежде всего, речь идет о производстве продукции происхождением из Украины, в контексте как внутреннего потребления, так и экспорта имеет важное значение. Принципы органического производства - одинаковые для всех На рассмотрение ВР вынесен целом прогрессивный проект закона Украины "Об основных принципах и требования к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции" №5448, который устанавливает требования к производству, маркировке и обращения органической продукции и ее сертификации. Им предлагается создать систему правового регулирования органического производства аналогично действующей в ЕС, согласно регламентам 834/2007 и 889/2008. Несмотря на положительные тенденции в правовом регулировании этой сферы, некоторые положения законопроекта не соответствуют нормам права ЕС. Регламенты являются актами прямого действия, и на всей территории Евросоюза общие принципы органического производства являются унифицированными. А нормы законопроекта произвольно интерпретируют ряд понятий, предусмотренных статьей 2 Регламента 834/2007, системно излагают принципы и требования к внедрению органического производства, может усложнить признание эквивалентности наших систем производства и контроля с целью упрощения торговли. Не соответствует праву ЕС положения части 2 статьи 23 законопроекта, которой урегулирован требования к органическому производству в переходный период: предусмотрен переходный период для органического растениеводства в отношении земельных участков для выращивания однолетних культур, продолжительность которого не может быть менее 24 месяцев. В то же время в части первой статьи 36 Регламента 889/2008 содержится уточнение, что такой переходный период должен применяться в течение двух лет до засева. Статья 24 законопроекта определяет полный перечень требований к производству сравнению с перечнем, предусмотренным статьей 40 Регламента 889/2008. Причем в этой же статье указано, что установление других требований, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, не допускается. В статье 25 законопроекта устанавливаются фактически идентичны основания для приостановления и отмены сертификата органом сертификации, создает возможность при одинаковых условиях принимать различные решения и не отвечает принципу правовой определенности, закрепленному в праве ЕС, согласно которым нормы актов законодательства должны быть четко сформулированными, свободными от противоречий. Не соответствуют положениям законодательства ЕС и предусмотренные законопроектом требования к маркировке органической продукции. В частности, в регламентах ЕС нет требования письменного согласования органом сертификации маркировка органической продукции. Положения статьи 37 законопроекта, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в сфере органического производства, не согласуются между собой, противоречат положениям статьи 25 законопроекта и не соответствуют принципу правовой определенности. В кормах животных не должно быть антибиотиков Еще один "продовольственный" документ - законопроект "О безопасности и гигиене кормов" №2845 регулирует отношения на рынке кормов, кормовых добавок и премиксов, устанавливает четкие требования к производству и ответственность за качество продукции, унифицирует терминологию с целью гармонизации с законодательством ЕС. В законопроекте учтено подавляющее большинство положений регламентов ЕС 178/2002, 767/2009, 183/2005 и 1831/2003. Тем не менее, он содержит отдельные несоответствия указанным актам законодательства ЕС. Так, пунктом 4 статьи 21 законопроекта предусмотрено, что изъятые корма, которые невозможно вернуть в обращение, используются для других целей, чем потребление животными, предназначенными для изготовления пищевых продуктов, или подлежат уничтожению. Однако статья 20 Регламента 178/2002 не предусматривает альтернатив уничтожению кормов, не удовлетворяют требованиям безопасности. Также в законопроекте отсутствуют положения, которые есть в Приложении II к Регламенту 183/2005 по мониторингу наличии в кормах диоксина. Как это предусмотрено правом ЕС, целесообразно предоставить полномочия компетентному органу государственной власти принять подзаконные акты, которые ограничат содержание определенных видов сырья и предельных объемов содержания в кормах определенных добавок. Соответствующие нормы прописаны в статьях 6 и 8 Регламента 767/2009, статьей 5 Регламента 1831/2003 запрете использования в качестве пищевых добавок к кормам антибиотиков, кроме кокцидиостатиков и гистомоностатикив. Положения статьи 19 законопроекта противоречат указанным нормам. В общем законопроект не противоречит обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации и учитывает большинство положений соответствующих актов законодательства ЕС и может быть доработан. Энергоэффективность зданий В парламенте было несколько альтернативных инициатив, которые должны создать нормативно-правовые основы и запустить процедуры независимого мониторинга сертификатов энергоэффективности зданий, создать условия для рационального потребления энергоресурсов, в конце должно было привести к уменьшению затрат на отопление. Из них на рассмотрение вынесен только проект закона Украины "Об энергетической эффективности зданий" №4941-д. Этот документ является одним из ключевых для запуска Фонда энергоэффективности, который должен внедрить масштабную энергетическую модернизацию за счет средств, привлеченных государством. Безусловно, проблему изношенности зданий и решения вопросов энергоэффективности необходимо рассматривать в комплексе, поэтому надо принять и законопроект №1581-д "О жилищно-коммунальных услугах". Законопроект №4941-д в целом учитывает требования и критерии европейского права по обеспечению энергетической эффективности зданий, энергетической сертификации зданий или их частей, минимальных требований энергетической эффективности, экономически целесообразного уровня минимальных требований энергетической эффективности и тому подобное. Телекоммуникация - те же ошибки Как мы уже неоднократно подчеркивали, в сфере телекоммуникаций давно назрели системные законодательные изменения. Но вместо этого существуют только различные инициативы, иногда противоречивые, порой дискуссионные. Опять на рассмотрение парламента вынесен законопроекты, нормы которых противоречат праву ЕС. В законопроекте "Об электронных доверительные услуги" №4685, подготовленном ко второму чтению, исправлено ряд несоответствий праву ЕС, о которых эксперты Парламентской экспертной группы сообщали комитету раньше. Учтены требования Регламента ЕС № 910/2014 по создателя электронной печати, какой может быть только юридическое лицо (в предыдущей редакции закона к таким субъектам также были включены ФОПы и самозанятые лица). Внедрено проведение оценки соответствия в области электронных доверительных услуг органами по оценке соответствия, аккредитованными в соответствии с законодательством в сфере аккредитации (в предыдущей редакции эту функцию необходимо было осуществлять через аудит). Вместе с тем, в будущем целесообразно уточнить нормы по доведению ответственности за вред, причиненный неквалифицированным или квалифицированным поставщиком услуг. В первом случае факт умысла или халатности, по праву ЕС, должно доказываться лицом, понесла убытки. Во втором случае - факт ущерба считается доказанным, если квалифицированный поставщик не докажет иное. Другой ситуация с резонансным законопроектом №3549-1 "Об электронных коммуникации", который будет рассматриваться в первом чтении. В нем не учтен ряд важных замечаний экспертов, поэтому фактически документ не отвечает обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС. Так, приложение XVII-3 к разделу IV обязывает Украину осуществить имплементацию ряда актов Евросоюза, устанавливающих общие рамки на рынке предоставления электронных коммуникационных услуг. Зато законопроект №3549-1 предлагает другую модель регулирования рынка, чем та, что работает в ЕС. В целом, парламент имеет шансы поработать перед летними каникулами и накануне июльского саммита Украина-ЕС. Однако очевидно, что законодательный евроинтеграционный прорыв, если он и произойдет, все равно не решит всех проблем - останется еще много работы по совершенствованиюВерховная Рада, похоже идет на рекорд - на этой неделе запланирована на рассмотрение сессии безумное количество евроинтеграционных законопроектов. Тенденция новая и вызывает оптимизм, но произошло это только после сокрушительной критики, прозвучавшей в адрес украинского парламента из Евросоюза. Итак, в конце прошлой недели глава представительства Европейского Союза в Украине Хюг Мингарелли подверг резкой критике работу законодательного органа, где через определенные интересы блокируется процесс реформ. "Когда мы пытаемся проверить гармонизации украинского законодательства с ЕС, мы понимаем, что в профильных министерствах законопроекты уже созданы, они зарегистрированы в Раде, но глава комитета Совета решил не двигаться вперед из-за наличия собственных интересов, и он не хочет способствовать реформам", - отметил Мингарелли. Не исключено, что такой "проевропейский" повестку дня на этой пленарной неделе является определенным ответом нашим партнерам в ЕС. Конечно, есть сомнение, что ударными темпами удастся проголосовать законопроекты, разработанные во исполнение Соглашения об ассоциации, но уже полгода-год лежат в ВР. Кстати, Парламентская экспертная группа уже неоднократно заявляла, что средний срок принятия одного важного евроинтеграционного закона растянулся на год, что недопустимо. Надеемся, что критика со стороны ЕС положительно повлияет на ситуацию. Первоначально необходимо принять постановление ВР об обращении в Европейский парламент о введении дополнительных торговых преференций ЕС товарам, происхождением из Украины №6517, поскольку в самом ЕС процесс улучшения доступа украинских экспортеров на рынок ЕС сдвинулся с места. В частности, 6 июня послы стран ЕС достигли соглашения относительно временных автономных торговых мер в пользу Украины. В Минэкономразвития ожидают окончательного решения ЕС о предоставлении Украине дополнительных торговых преференций до саммита Украина-ЕС, который состоится 13 июля. Поэтому соответствующее постановление украинский парламент должен принять как можно быстрее, ведь это отвечает интересам отечественных производителей. Остановимся на нескольких принципиальных законопроектах, которые имеют отношение к евроинтеграции и на этой неделе запланированы к рассмотрению. Прежде всего, речь идет о производстве продукции происхождением из Украины, в контексте как внутреннего потребления, так и экспорта имеет важное значение. Принципы органического производства - одинаковые для всех На рассмотрение ВР вынесен целом прогрессивный проект закона Украины "Об основных принципах и требования к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции" №5448, который устанавливает требования к производству, маркировке и обращения органической продукции и ее сертификации. Им предлагается создать систему правового регулирования органического производства аналогично действующей в ЕС, согласно регламентам 834/2007 и 889/2008. Несмотря на положительные тенденции в правовом регулировании этой сферы, некоторые положения законопроекта не соответствуют нормам права ЕС. Регламенты являются актами прямого действия, и на всей территории Евросоюза общие принципы органического производства являются унифицированными. А нормы законопроекта произвольно интерпретируют ряд понятий, предусмотренных статьей 2 Регламента 834/2007, системно излагают принципы и требования к внедрению органического производства, может усложнить признание эквивалентности наших систем производства и контроля с целью упрощения торговли. Не соответствует праву ЕС положения части 2 статьи 23 законопроекта, которой урегулирован требования к органическому производству в переходный период: предусмотрен переходный период для органического растениеводства в отношении земельных участков для выращивания однолетних культур, продолжительность которого не может быть менее 24 месяцев. В то же время в части первой статьи 36 Регламента 889/2008 содержится уточнение, что такой переходный период должен применяться в течение двух лет до засева. Статья 24 законопроекта определяет полный перечень требований к производству сравнению с перечнем, предусмотренным статьей 40 Регламента 889/2008. Причем в этой же статье указано, что установление других требований, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, не допускается. В статье 25 законопроекта устанавливаются фактически идентичны основания для приостановления и отмены сертификата органом сертификации, создает возможность при одинаковых условиях принимать различные решения и не отвечает принципу правовой определенности, закрепленному в праве ЕС, согласно которым нормы актов законодательства должны быть четко сформулированными, свободными от противоречий. Не соответствуют положениям законодательства ЕС и предусмотренные законопроектом требования к маркировке органической продукции. В частности, в регламентах ЕС нет требования письменного согласования органом сертификации маркировка органической продукции. Положения статьи 37 законопроекта, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в сфере органического производства, не согласуются между собой, противоречат положениям статьи 25 законопроекта и не соответствуют принципу правовой определенности. В кормах животных не должно быть антибиотиков Еще один "продовольственный" документ - законопроект "О безопасности и гигиене кормов" №2845 регулирует отношения на рынке кормов, кормовых добавок и премиксов, устанавливает четкие требования к производству и ответственность за качество продукции, унифицирует терминологию с целью гармонизации с законодательством ЕС. В законопроекте учтено подавляющее большинство положений регламентов ЕС 178/2002, 767/2009, 183/2005 и 1831/2003. Тем не менее, он содержит отдельные несоответствия указанным актам законодательства ЕС. Так, пунктом 4 статьи 21 законопроекта предусмотрено, что изъятые корма, которые невозможно вернуть в обращение, используются для других целей, чем потребление животными, предназначенными для изготовления пищевых продуктов, или подлежат уничтожению. Однако статья 20 Регламента 178/2002 не предусматривает альтернатив уничтожению кормов, не удовлетворяют требованиям безопасности. Также в законопроекте отсутствуют положения, которые есть в Приложении II к Регламенту 183/2005 по мониторингу наличии в кормах диоксина. Как это предусмотрено правом ЕС, целесообразно предоставить полномочия компетентному органу государственной власти принять подзаконные акты, которые ограничат содержание определенных видов сырья и предельных объемов содержания в кормах определенных добавок. Соответствующие нормы прописаны в статьях 6 и 8 Регламента 767/2009, статьей 5 Регламента 1831/2003 запрете использования в качестве пищевых добавок к кормам антибиотиков, кроме кокцидиостатиков и гистомоностатикив. Положения статьи 19 законопроекта противоречат указанным нормам. В общем законопроект не противоречит обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации и учитывает большинство положений соответствующих актов законодательства ЕС и может быть доработан. Энергоэффективность зданий В парламенте было несколько альтернативных инициатив, которые должны создать нормативно-правовые основы и запустить процедуры независимого мониторинга сертификатов энергоэффективности зданий, создать условия для рационального потребления энергоресурсов, в конце должно было привести к уменьшению затрат на отопление. Из них на рассмотрение вынесен только проект закона Украины "Об энергетической эффективности зданий" №4941-д. Этот документ является одним из ключевых для запуска Фонда энергоэффективности, который должен внедрить масштабную энергетическую модернизацию за счет средств, привлеченных государством. Безусловно, проблему изношенности зданий и решения вопросов энергоэффективности необходимо рассматривать в комплексе, поэтому надо принять и законопроект №1581-д "О жилищно-коммунальных услугах". Законопроект №4941-д в целом учитывает требования и критерии европейского права по обеспечению энергетической эффективности зданий, энергетической сертификации зданий или их частей, минимальных требований энергетической эффективности, экономически целесообразного уровня минимальных требований энергетической эффективности и тому подобное. Телекоммуникация - те же ошибки Как мы уже неоднократно подчеркивали, в сфере телекоммуникаций давно назрели системные законодательные изменения. Но вместо этого существуют только различные инициативы, иногда противоречивые, порой дискуссионные. Опять на рассмотрение парламента вынесен законопроекты, нормы которых противоречат праву ЕС. В законопроекте "Об электронных доверительные услуги" №4685, подготовленном ко второму чтению, исправлено ряд несоответствий праву ЕС, о которых эксперты Парламентской экспертной группы сообщали комитету раньше. Учтены требования Регламента ЕС № 910/2014 по создателя электронной печати, какой может быть только юридическое лицо (в предыдущей редакции закона к таким субъектам также были включены ФОПы и самозанятые лица). Внедрено проведение оценки соответствия в области электронных доверительных услуг органами по оценке соответствия, аккредитованными в соответствии с законодательством в сфере аккредитации (в предыдущей редакции эту функцию необходимо было осуществлять через аудит). Вместе с тем, в будущем целесообразно уточнить нормы по доведению ответственности за вред, причиненный неквалифицированным или квалифицированным поставщиком услуг. В первом случае факт умысла или халатности, по праву ЕС, должно доказываться лицом, понесла убытки. Во втором случае - факт ущерба считается доказанным, если квалифицированный поставщик не докажет иное. Другой ситуация с резонансным законопроектом №3549-1 "Об электронных коммуникации", который будет рассматриваться в первом чтении. В нем не учтен ряд важных замечаний экспертов, поэтому фактически документ не отвечает обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС. Так, приложение XVII-3 к разделу IV обязывает Украину осуществить имплементацию ряда актов Евросоюза, устанавливающих общие рамки на рынке предоставления электронных коммуникационных услуг. Зато законопроект №3549-1 предлагает другую модель регулирования рынка, чем та, что работает в ЕС. В целом, парламент имеет шансы поработать перед летними каникулами и накануне июльского саммита Украина-ЕС. Однако очевидно, что законодательный евроинтеграционный прорыв, если он и произойдет, все равно не решит всех проблем - останется еще много работы по совершенствованию