УЖД пытается назначить победителем тендера проигравшую компанию, — СМИ

"Украинские железные дороги" назначили победителем тендера на 300 миллионов евро компанию, которая согласно тендерной документации является проигравшей. Об этом пишет издание "Голос.ua".

Тендер на электрификацию железнодорожной линии Долинская — Николаев проводился "Украинской железной дорогой" (УЖД) еще в декабре 2020 года. Речь шла о работах на сумму порядка 300 млн евро. Финансировать проект должен Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.

Одним из шести участников конкурса был консорциум азербайджанских компаний в составе ATEF GROUP. Лидер консорциума — государственное предприятие ИДМ № 5, которое, к слову, не обладает необходимым опытом в реализации такого рода проектов.

Согласно выводам тендерной комиссии, ATEF GROUP абсолютно не соответствовала требованиям конкурса, как минимум, по семи критериям. Например, у нее отсутствовал общий опыт работы за последние семь лет и специфический опыт работы с выполнением аналогичных видов работ на участке не менее восьмидесяти километров. Отсутствовали нужные критерии тендера по выбору проектного менеджера, главного инженера электрика с опытом работы по контрактам FIDIC.

При таком количестве несоответствий, УЖД не могла признать ATEF GROUP победителем тендера, пишет издание. Но, консорциум азербайджанских компаний во главе с ATEF GROUP, используя административный ресурс, всячески пытался повлиять на итоги тендера. В связи с чем решение о присуждении тендера переносилось и пересматривалось тендерной комиссией несколько раз.

Вначале консорциум ATEF GROUP был дисквалифицирован и убран из конкурса. Но по данным "Голос.ua" глава тендерной комиссии УЖД, чиновник Минэкономики Андрей Телюпа добился того, чтобы его вернули.

В июле этого года Телюпа, понимая все несоответствия консорциума азербайджанских компаний во главе с ATEF GROUP критериям тендера, направил в Европейский банк реконструкции и развития решение о присуждении тендера азербайджанской компании. Поддерживали его в этом вопросе замдиректора ЕБРР Марк Магалецкий и глава набсовета УЖД Шевки Аджунер. Последний активно отстаивало победу азербайджанцев.

Любопытно, что при изменении решения тендерная комиссия не обратилась в финансирующий банк для согласования и получения письменного одобрения, что само по себе является нарушением тендерных процедур. Решение комиссии полностью не соответствует требованиям конкурса.

В случае ЕБРР согласиться с условием конкурса — это означает понести существенный риск, что консорциум азербайджанских компаний не сможет завершить проект из-за отсутствия опыта работы. Поэтому, банк потребовал от тендерной комиссии письменное подтверждение, что украинская сторона, в лице Украинских железных дорог, принимает на себя все риски, связанные с присуждением проекта неквалифицированному исполнителю. По данным издания "Голос.ua" УЖД согласилась и прислало такое письмо.

"Произошедшее может привести к серьезному международному скандалу. Прежде всего, кроме азербайджанцев в конкурсе участвовали и другие компании, которые могут захотеть оспорить столь сомнительный результат в суде. В результате на УЖД ляжет пятно компании, проводящей сомнительные тендеры. А на украинское отделение ЕБРР ляжет пятно банка, руководство которого финансирует компании, выигравшие в результате сомнительных тендеров", — цитирует издание директора Института экономики и прогнозирования НАН Валерия Гееца.