17 лет обещаний: FAQ о депутатской неприкосновенности

Вопрос об отмене депутатской неприкосновенности уже многие годы является среди обещаний украинских политиков и включается в предвыборных программ партий во время каждых выборов. Еще в 2000 году, на референдуме по изменениям в Конституцию подавляющее большинство граждан (89%) поддержали ограничение депутатской неприкосновенности путем отмены иммунитета от привлечения к уголовной ответственности, задержания и ареста. После последних парламентских выборов 2014 пять фракций в своей коалиционном соглашении пообещали отменить депутатскую неприкосновенность. Однако, печально 80-я статья Конституции, которая ее гарантирует, до сих пор остается неизменной со времени принятия Основного закона в 1996 году.  Раз вспомнить о депутатской неприкосновенности украинское общество заставили поданняГенерального прокурора сразу на шестерых депутатов Верховной Рады. Ирония в том, что и сам Юрий Луценко, будучи в первой пятерке блока "Наша Украина - Народная самооборона", обещал отменить депутатскую неприкосновенность еще в далеком 2007 году. Мы решили объяснить, что такое депутатская неприкосновенность, которой она в других странам и какой она должна стать в Украине. 1. Что такое депутатская неприкосновенность? Депутатская неприкосновенность - это юридическое гарантия отечественным парламентариям, которая защищает их от уголовного преследования, ареста и привлечения к ответственности в общем порядке. То есть, к народному депутату не могут быть применены такие же меры, как и к обычным гражданам Украины - без проведения специальной процедуры согласования с Верховной Радой. 2. Зачем она нужна? Принцип неприкосновенности был впервые законодательно закреплен Биллем о правах - актом английского парламента 1689. Его суть заключалась в том, что выступления члена палаты в парламенте любого содержания не могли инициировать судебное преследование. Однако, позже в некоторых странах институт неприкосновенности был значительно расширен. Целью этого стала защита парламентариев от возможных политических преследований. 3. Какие существуют виды депутатской неприкосновенности? Депутатскую неприкосновенность можно разделить на два вида: иммунитет и индемнитет. Индемнитет называют такой тип неприкосновенности, по которому член парламента не несет ответственности за свою политическую деятельность: выступления, результаты голосования и тому подобное. Иммунитетом называют другой тип неприкосновенности, когда член парламента не может быть привлечен к ответственности за нарушения и преступления без согласия парламента. 4. В каком виде депутатская неприкосновенность существует в Украине? Украинские парламентарии абсолютную неприкосновенность: как индемнитет, так и иммунитет. При этом механизм привлечения к ответственности за совершенные преступления является чрезвычайно сложным. Так, статья 80 Конституции гарантирует народным депутатам Украины неприкосновенность. Украинские парламентарии не несут ответственности за свои высказывания в Верховной Раде. Также депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия парламента. Более того, правоохранительные органы даже не могут начать расследование преступлений, совершенных народными депутатами, без предварительного согласования с парламентом. Закон "О статусе народного депутата" и Уголовный процессуальный кодекс предусматривают, что при отсутствии согласия парламента на привлечение депутата к уголовной ответственности правоохранительные органы имеют ограниченные возможности в проведении расследований в отношении преступлений, совершенных депутатами. Например, без такого согласия следователи не могут проводить обыски и досмотр личных вещей в квартире депутата, его служебном помещении и транспорте, не могут задерживать нардепа, а также не могут его прослушивать или проводить негласные следственные действия в отношении него самого. 5. В каком виде депутатская неприкосновенность существует в других странах? В некоторых государствах (Великобритания, США и другие) распространен так называемый "Вестминстерский" тип неприкосновенности, который включает в себя только индемнитет - то есть, парламентарии освобождаются от ответственности за сказанное ими в парламенте и за результаты голосования. Таким образом, никакие разрешения парламента на привлечение депутатов к ответственности, например, за совершенные преступления, не нужны. В других государствах (например, во Франции, Германии, Италии) распространен "французский" тип неприкосновенности, который дополнительно включает в себя иммунитет - то есть, невозможность привлечения депутатов к уголовной ответственности без согласия парламента. 6. Как изменить систему депутатской неприкосновенности в Украине? Пока не существует консолидированной позиции, в каком виде должен существовать неприкосновенность для украинских парламентариев. Спектр взглядов довольно широк: от сохранения гарантий иммунитета в Конституции и внесении изменений только к механизму предоставления согласия на привлечение к ответственности - к полной отмене иммунитета парламентариев. Международные институты в своих рекомендациях довольно осторожны. Однако, и они рекомендуют менять существующую ситуацию. Ведь нынешний иммунитет парламентариев "остается препятствием для эффективного уголовного преследования". Депутатская неприкосновенность в Украине должно быть ограничено только отсутствием ответственности за результаты голосования, высказывания, сделанные в Верховной Раде, позиции, выполнения депутатских обязанностей. Положение о невозможности привлечения депутата к уголовной ответственности без согласия парламента должно быть исключено. Привлечение к уголовной ответственности и следственные действия в отношении депутатов должны осуществляться на общих основаниях, как и к обычным гражданам. 7. Что эти изменения дадут обществу? Отмена депутатской неприкосновенности будет иметь ряд позитивных изменений. Во-первых, это будет способствовать обеспечению равенства, гарантированной статьей 21 Конституции Украины - "Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах". Во-вторых, это станет шагом к очищению парламента от тех, кто пытается использовать свой мандат ради личного обогащения, лоббирование частных интересов и злоупотребления своим влиянием. В-третьих, способствовать работе правоохранительных органов, которые смогут проводить следственные действия в отношении депутатов на общих основаниях - ведь сейчас абсолютная депутатская неприкосновенность выступает предохранителем от уголовной ответственности для тех, кто не хочет прибегать к коррупции. В-четвертых, уничтожит один из главных аргументов, почему недобросовестные кандидаты баллотируются в Верховную Раду, а следовательно, будет способствовать качественно иному уровню парламентариев следующего созыва. Антон Марчук, "Антикоррупционный штаб", Владислава СмолинскаяВопрос об отмене депутатской неприкосновенности уже многие годы является среди обещаний украинских политиков и включается в предвыборных программ партий во время каждых выборов. Еще в 2000 году, на референдуме по изменениям в Конституцию подавляющее большинство граждан (89%) поддержали ограничение депутатской неприкосновенности путем отмены иммунитета от привлечения к уголовной ответственности, задержания и ареста. После последних парламентских выборов 2014 пять фракций в своей коалиционном соглашении пообещали отменить депутатскую неприкосновенность. Однако, печально 80-я статья Конституции, которая ее гарантирует, до сих пор остается неизменной со времени принятия Основного закона в 1996 году.  Раз вспомнить о депутатской неприкосновенности украинское общество заставили поданняГенерального прокурора сразу на шестерых депутатов Верховной Рады. Ирония в том, что и сам Юрий Луценко, будучи в первой пятерке блока "Наша Украина - Народная самооборона", обещал отменить депутатскую неприкосновенность еще в далеком 2007 году. Мы решили объяснить, что такое депутатская неприкосновенность, которой она в других странам и какой она должна стать в Украине. 1. Что такое депутатская неприкосновенность? Депутатская неприкосновенность - это юридическое гарантия отечественным парламентариям, которая защищает их от уголовного преследования, ареста и привлечения к ответственности в общем порядке. То есть, к народному депутату не могут быть применены такие же меры, как и к обычным гражданам Украины - без проведения специальной процедуры согласования с Верховной Радой. 2. Зачем она нужна? Принцип неприкосновенности был впервые законодательно закреплен Биллем о правах - актом английского парламента 1689. Его суть заключалась в том, что выступления члена палаты в парламенте любого содержания не могли инициировать судебное преследование. Однако, позже в некоторых странах институт неприкосновенности был значительно расширен. Целью этого стала защита парламентариев от возможных политических преследований. 3. Какие существуют виды депутатской неприкосновенности? Депутатскую неприкосновенность можно разделить на два вида: иммунитет и индемнитет. Индемнитет называют такой тип неприкосновенности, по которому член парламента не несет ответственности за свою политическую деятельность: выступления, результаты голосования и тому подобное. Иммунитетом называют другой тип неприкосновенности, когда член парламента не может быть привлечен к ответственности за нарушения и преступления без согласия парламента. 4. В каком виде депутатская неприкосновенность существует в Украине? Украинские парламентарии абсолютную неприкосновенность: как индемнитет, так и иммунитет. При этом механизм привлечения к ответственности за совершенные преступления является чрезвычайно сложным. Так, статья 80 Конституции гарантирует народным депутатам Украины неприкосновенность. Украинские парламентарии не несут ответственности за свои высказывания в Верховной Раде. Также депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия парламента. Более того, правоохранительные органы даже не могут начать расследование преступлений, совершенных народными депутатами, без предварительного согласования с парламентом. Закон "О статусе народного депутата" и Уголовный процессуальный кодекс предусматривают, что при отсутствии согласия парламента на привлечение депутата к уголовной ответственности правоохранительные органы имеют ограниченные возможности в проведении расследований в отношении преступлений, совершенных депутатами. Например, без такого согласия следователи не могут проводить обыски и досмотр личных вещей в квартире депутата, его служебном помещении и транспорте, не могут задерживать нардепа, а также не могут его прослушивать или проводить негласные следственные действия в отношении него самого. 5. В каком виде депутатская неприкосновенность существует в других странах? В некоторых государствах (Великобритания, США и другие) распространен так называемый "Вестминстерский" тип неприкосновенности, который включает в себя только индемнитет - то есть, парламентарии освобождаются от ответственности за сказанное ими в парламенте и за результаты голосования. Таким образом, никакие разрешения парламента на привлечение депутатов к ответственности, например, за совершенные преступления, не нужны. В других государствах (например, во Франции, Германии, Италии) распространен "французский" тип неприкосновенности, который дополнительно включает в себя иммунитет - то есть, невозможность привлечения депутатов к уголовной ответственности без согласия парламента. 6. Как изменить систему депутатской неприкосновенности в Украине? Пока не существует консолидированной позиции, в каком виде должен существовать неприкосновенность для украинских парламентариев. Спектр взглядов довольно широк: от сохранения гарантий иммунитета в Конституции и внесении изменений только к механизму предоставления согласия на привлечение к ответственности - к полной отмене иммунитета парламентариев. Международные институты в своих рекомендациях довольно осторожны. Однако, и они рекомендуют менять существующую ситуацию. Ведь нынешний иммунитет парламентариев "остается препятствием для эффективного уголовного преследования". Депутатская неприкосновенность в Украине должно быть ограничено только отсутствием ответственности за результаты голосования, высказывания, сделанные в Верховной Раде, позиции, выполнения депутатских обязанностей. Положение о невозможности привлечения депутата к уголовной ответственности без согласия парламента должно быть исключено. Привлечение к уголовной ответственности и следственные действия в отношении депутатов должны осуществляться на общих основаниях, как и к обычным гражданам. 7. Что эти изменения дадут обществу? Отмена депутатской неприкосновенности будет иметь ряд позитивных изменений. Во-первых, это будет способствовать обеспечению равенства, гарантированной статьей 21 Конституции Украины - "Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах". Во-вторых, это станет шагом к очищению парламента от тех, кто пытается использовать свой мандат ради личного обогащения, лоббирование частных интересов и злоупотребления своим влиянием. В-третьих, способствовать работе правоохранительных органов, которые смогут проводить следственные действия в отношении депутатов на общих основаниях - ведь сейчас абсолютная депутатская неприкосновенность выступает предохранителем от уголовной ответственности для тех, кто не хочет прибегать к коррупции. В-четвертых, уничтожит один из главных аргументов, почему недобросовестные кандидаты баллотируются в Верховную Раду, а следовательно, будет способствовать качественно иному уровню парламентариев следующего созыва. Антон Марчук, "Антикоррупционный штаб", Владислава Смолинская